Педагогическая копилка

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Опытно-экспериментальная деятельность» в старшей группе

Михайлова Екатерина Эдуардовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №122» г. Чебоксары


«Удивительные свойства воздуха»

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Задачи: -Познакомить с понятием «Воздух», его свойствами, ролью в жизни человека;
- Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
- Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет формы, не имеет запаха;
Развивающие:
- Развивать мышление, память, речь, воображение, наблюдательность, интерес к познавательной деятельности;
Воспитательные :
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- Воспитывать аккуратность при работе;
- Формировать дружеские взаимодействия.
Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка , загадка.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, ёмкость с водой, одноразовые стаканчики, трубочки для коктейля, кусочки мела, крышки от фломастеров.
Словарная работа: невидимый, прозрачный, бесцветный.




Ход занятия:

В:- Ребята, встанем в круг и поздороваемся друг с другом (игра на общение)
Станем рядом, по кругу,
Скажем «Здравствуй» друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется – доброе утро!
- К нам также пришли гости, поздороваемся с ними.
- Один, два, три , четыре, пять
Вы хотите поиграть?
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом,
Что нельзя громко кричать
Друг другу мешать.
А надо внимательно слушать
На вопросы отвечать
Друг другу помогать
В:- Дети, что вы видите у меня в руках?
(глобус)
В: Какие цвета вы видите на нём?
В: А как вы думаете, что изображено синим цветом? (ответы детей)
В: Посмотрите – огромные участки синего цвета на глобусе – это океаны, в которые впадают все реки, озёра, моря.
В: А вы знаете, сколько океанов омывают сушу?
Д: четыре
В: Кто сможет перечислить их?
Д: (индийский, тихий, атлантический, северный ледовитый)
В: Кто живет в океане?
Д: Рыбы, киты, дельфины.
В: Скажите, а где живут люди?
Д: Люди живут на земле, то есть на суше.
В: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана, но как он называется, я скажу вам в конце нашей работы.
В: Кто знает, что есть еще на земле, кроме воды и суши, что находится рядом с нами?
Я вам подскажу с помощью загадки, а вы попробуйте догадаться

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем

В: Верно, это воздух, он везде, но мы его не видим.
В: Как вы думаете, что нас с вами окружает?
Д: Дома, деревья, птицы, животные…
В: Правильно! А что необходимо для жизни и человеку, и растениям, и животным ?
Д: Пища, вода, воздух.
В: Молодцы, а для чего нам нужен воздух?
Д: дышать
В: Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды?
Д: несколько дней
В: а без воздуха
Д: не больше 5 минут
В: мы дышим воздухом и привыкаем не замечать его, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве и в небе – везде воздух. Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувных игрушках. Как  вы думаете, что такое воздух?
Д: это то, чем дышат люди, растения, животные.
Воздух нам нужен, чтобы дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении?
Д: протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы.
В: а на улице?
Д: сажать деревья, поливать дороги, очищать дым от заводов специальными фильтрами.
А теперь поиграем « Кому нужен воздух» . я называю слова, если ответ верный вы хлопаете в ладоши, если отрицательный, не хлопаете.
(человек, собака, камень, береза, стол, медведь, воробей, бабочка, телефон)
В: Кому нужен воздух?
Д: человеку, животным, растениям, птицам, рыбам.

Физкультминутка

Воздух невидимка
(руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять («Зовут»)
Воздух невидимка
(руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать?
(хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу
(бегут на месте)
Чистого – пречистого воздуха найду
(потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,
(шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду!
(руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду,
(тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду
(фонарики).
В: Ребята, как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Сегодня я вам предлагаю выступить в роли ученых и заняться исследованиями.
- И так, мои маленькие ученые-исследователи, нас ждут интересные открытия.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать –
Качество внимательность,
А поможет всё узнать –
Наша наблюдательность.
В: Я хочу вас пригласить в лабораторию. А вы знаете, что такое «лаборатория»?
Д: Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
В: Мы сегодня с вами превратимся в таких ученых и будем проводить опыты. Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, работая в лаборатории?
Д: Быть аккуратными, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.
В: Итак, приступаем к исследованиям. Вы знаете, как поймать воздух? Возьмите сто стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Значит, он какой?
Д: Невидимый
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
В: а вы знаете, как можно увидеть воздух?
Эксперимент №2 «Видим воздух при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели?
Д: Пузырьки воздуха
В: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?
Д: Нет.
В: Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха – пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его услышать?
Эксперимент №3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в крышки от фломастеров, бутылочки, можно услышать звук воздуха. А ещё когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как?
Эксперимент №4 «Узнай по запаху»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесённому из кухни. Мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы.(апельсин, чеснок, лук)
Эксперимент№5
В: Положите кусочки мела в стаканчики с водой. Что вы видите? Из мела идут мелкие пузыри. Воздух заполняет даже самые маленькие пространства в телах. И сейчас вода из кусочка мела выталкивает воздух, и он поднимается в виде пузырей.
А сейчас послушаем стихотворение:
Воздух – это то, чем дышим
Через воздух звук мы слышим
В воздух, в небо и в полёт
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз
 Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играя,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдем его с тобой?
В: А теперь хочу вам раскрыть секрет про пятый океан, в котором мы живём. Он называется воздушным океаном.
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия хочу вам присвоить звание «Юный исследователь» и вручить медали.