Современные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми ограниченными возможностями здоровья
Давыдова Наташа Евгеньевна, Никандрова Олеся Владимировна
МБДОУ «Детский сад №145 комбинированного вида» г. Чебоксары
Аннотация. В данной статье рассматривается возможность применения современных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. С каждым годом растет число детей дошкольного возраста, имеющие ограниченные возможности здоровья неуклонно растет. Все больше детей имеют сложный дефект, расстройства аутистического спектра, задержку психического развития и тяжелые нарушения речи. По этой причине у специалистов, работающих с такими детьми, растет потребность в новых формах и методиках коррекции подобных тяжелых нарушений.
Ключевые слова - Коррекционно-развивающая технология, технология сенсорной интеграции, здоровьесберегающие технологии.
Современные подходы и инновации направлены на главную фигуру в образовании — ребенка. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности воспитателя: понять дошкольника, принять его, признать его как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить.
Современные подходы предъявляют новые требования и ставят новые задачи перед системой дошкольного образования: по этому главная задача педагога, у которого в группе есть дошкольник с ограниченными возможностями здоровья, и образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать то, что по каким-либо причинам упущено.
Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» то, что было упущено и не усвоено.
Особенности организации образовательной деятельности в ДОУ с детьми с ОВЗ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Во-первых, нужно хорошо изучить индивидуальные особенности данного ребенка, определить те проблемы, которые необходимо решать в первую очередь.
Применять индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Необходимо уделять для него на занятиях отдельное время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием
Инновационный подход в рамках личностно-ориентированного образования является двигателем педагогики в целом. Педагогические инновации охватывают педагогические технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные процессы, организацию занятий, организацию педагогической среды и т.п
В своей деятельности с детьми с ОВЗ мы используем следующие современные технологии:
Технология сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов всех чувств, затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли использовать в целенаправленной деятельности. С детьми с ЗПР можно применяем различное сенсорное оборудование, которое стимулирует сенсорное развитие.
Тактильные панели:
·Тактильно-развивающая панель «Лабиринт колесо»
·Панель «Лабиринт –цветок»
·Дидактический стол с набором игрушек. Это удобное и комфортное место для сенсорного развития и интеллектуальных способностей детей.
·Сенсорная тропа. Ходьба по кочкам мешочкам полезно для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия.
·Черепаха дидактическая. Несколько красочных чехлов, которые крепятся к черепахе, способствуют сенсорному и познавательному развитию.
·Балансировачные диски. Основная функция – стимуляция деятельности вестибулярного аппарата.
·Сухой бассейн. Игры в сухом бассейне улучшают самочувствие и эмоциональное состояние, укрепляют опорно-двигательный аппарат.
·Кресло релаксационное с гранулами.
Здоровьесберегающие технологии
·Дыхательные упражнения. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
·Глазодвигательные упражнения. Помимо сохранения зрения, глазодвигательные упражнения способствуют активизации структур головного мозга, помогает расширить оббьем зрительного восприятия.
·Кинезиологические упражнения – комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.
·Самомассаж. Позволяет снимать мышечное напряжение, способствуют расслаблению, развитию мелкой и крупной моторики.
·Психогимнастика. Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями. Психогимнастика способствует лучшему взаимопониманию при общении.
·Элементы арт-терапии. Помогает избавиться от негативных эмоций, снятию нервно-психического напряжения, помогает раскрепоститься.
Таким образом, используя современные технология, можно повысить уровень познавательной активности детей, развивать творческие способности, активно вовлекать в образовательный процесс.
Поэтому так актуальны сегодня современные подходы, которые направлены на организацию деятельности детей, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.
Ключевые слова - Коррекционно-развивающая технология, технология сенсорной интеграции, здоровьесберегающие технологии.
Современные подходы и инновации направлены на главную фигуру в образовании — ребенка. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности воспитателя: понять дошкольника, принять его, признать его как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить.
Современные подходы предъявляют новые требования и ставят новые задачи перед системой дошкольного образования: по этому главная задача педагога, у которого в группе есть дошкольник с ограниченными возможностями здоровья, и образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать то, что по каким-либо причинам упущено.
Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в стороне. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не успеть без участия родителей «нагнать» то, что было упущено и не усвоено.
Особенности организации образовательной деятельности в ДОУ с детьми с ОВЗ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Во-первых, нужно хорошо изучить индивидуальные особенности данного ребенка, определить те проблемы, которые необходимо решать в первую очередь.
Применять индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Необходимо уделять для него на занятиях отдельное время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием
Инновационный подход в рамках личностно-ориентированного образования является двигателем педагогики в целом. Педагогические инновации охватывают педагогические технологии или методики, содержание образования, образовательные программы и стандарты, воспитательные процессы, организацию занятий, организацию педагогической среды и т.п
В своей деятельности с детьми с ОВЗ мы используем следующие современные технологии:
Технология сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов всех чувств, затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли использовать в целенаправленной деятельности. С детьми с ЗПР можно применяем различное сенсорное оборудование, которое стимулирует сенсорное развитие.
Тактильные панели:
·Тактильно-развивающая панель «Лабиринт колесо»
·Панель «Лабиринт –цветок»
·Дидактический стол с набором игрушек. Это удобное и комфортное место для сенсорного развития и интеллектуальных способностей детей.
·Сенсорная тропа. Ходьба по кочкам мешочкам полезно для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия.
·Черепаха дидактическая. Несколько красочных чехлов, которые крепятся к черепахе, способствуют сенсорному и познавательному развитию.
·Балансировачные диски. Основная функция – стимуляция деятельности вестибулярного аппарата.
·Сухой бассейн. Игры в сухом бассейне улучшают самочувствие и эмоциональное состояние, укрепляют опорно-двигательный аппарат.
·Кресло релаксационное с гранулами.
Здоровьесберегающие технологии
·Дыхательные упражнения. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
·Глазодвигательные упражнения. Помимо сохранения зрения, глазодвигательные упражнения способствуют активизации структур головного мозга, помогает расширить оббьем зрительного восприятия.
·Кинезиологические упражнения – комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.
·Самомассаж. Позволяет снимать мышечное напряжение, способствуют расслаблению, развитию мелкой и крупной моторики.
·Психогимнастика. Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями. Психогимнастика способствует лучшему взаимопониманию при общении.
·Элементы арт-терапии. Помогает избавиться от негативных эмоций, снятию нервно-психического напряжения, помогает раскрепоститься.
Таким образом, используя современные технология, можно повысить уровень познавательной активности детей, развивать творческие способности, активно вовлекать в образовательный процесс.
Поэтому так актуальны сегодня современные подходы, которые направлены на организацию деятельности детей, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.