Экологическое развитие детей с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности
2024-11-20 12:00
Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности
Степанова Надежда Леонидовна
МБДОУ «Детский сад «Пурнеске» Чебоксарского района ЧР
Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста. В это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.
Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, и они проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Нужно отметить, экологическое образование детей – это огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков.
Экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием исследования вещей и явлений окружающего мира в самостоятельной деятельности преследует цель: становление ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, развитие его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.
В ходе ее реализации решаются следующие задачи: Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе; Расширять и углублять представления о взаимосвязях в природе; Учить детей познавать объект в ходе практической деятельности с ним; Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любовь к природе, формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе; Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране; Развивать первоначальные географические представления;
Развивать связную речь, обогащать и развивать словарь детей. Существуют разработки по опытно-экспериментальной деятельности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и тематическое планирование проведения наблюдений в соответствии с изучаемой темой. В планировании содержания нашли отражение ведущие теоретические идеи, которые были предложены Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, М.Д. Маханевой, О.А. Воронкевич и др., в содержании педагогической технологии «Добро пожаловать в экологию» и в методическом пособии «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»). Отбор в методическую разработку представлений о природе осуществлялся на основе ведущих идей естествознания и экологии: единства организма и среды, взаимосвязи живого и неживого, многообразия и изменчивости природы, ее целостности, единства человека и природы.
Новизна методической разработки заключается в том, что изучение программного материала по разделу «Ребенок познает мир природы» сопровождается обязательным включением эксперимента, который связан с изучаемой темой. Этот тип исследования предполагает самостоятельную деятельность детей, где дети имеют возможность наблюдать, сравнивать, обобщать, зарисовывать, делать выводы.
Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В ряде образовательных программ делается акцент на развитие отдельных познавательных способностей детей, что уменьшает представления детей об окружающем мире, либо на изложении воспитателем систематизированных знаний и вопросах, направленных на закрепление этих знаний.
Чем старше становится ребенок, тем больше исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам и явлениям, не входящим в его непосредственный опыт. Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, в данном случае субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Таким образом, расширяется кругозор детей в освоении представлений о природном мире и элементарных географических представлениях; развивается любознательность, словесный анализ-рассуждение в процессе активных действий по установлению связей вещей и явлений; ребенок осваивает причинно-следственные, классификационные, пространственные и временные отношения и переходит от практических действий на уровень символических действий (символизирует связи и отношения между предметами и явлениями, схематизирует). Система опытов в работе с детьми по темам о живой и неживой природе и некоторых основах географических представлений, используемых на занятиях и в свободной деятельности детей, дает больше шансов развить способы упорядочения опытов, способствует пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинно-следственных связей.
Используются в работе с детьми такие принципы: - принцип амплификации; - принцип системности; - принцип научности; - принцип связи теории с практикой; - принцип доступности; - принцип региональности.
Для того, чтобы использовать активную позицию ребенка в опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать: решение проблемных ситуаций (в цветочном городе – загрязнение водоемов,) и так далее, постановку проблемных вопросов (как накормить целый город овощами?); поисковую деятельность (сбор и составление гербария); наблюдения (экскурсии, длительные опыты…); работу с моделями (придумывание собственных знаков-символов); систему игровых технологий; чтение детской природоведческой литературы.
В совместной деятельности воспитателя и детей выделяем: - диагностику экологической воспитанности детей (первичная, текущая, контрольная); - наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; - целевые прогулки на природе; - игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные); - рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы; - беседы и разговоры с детьми на экологические темы по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе; - сбор коллекций семян, камней, осенних листьев; - опыты, поисковая деятельность; - труд в уголке природы и на участке; - работа с моделями; - работа с календарями природы, дневниками наблюдений; - различные виды изобразительной деятельности на экологические темы; - создание книг-самоделок; - экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей: - задания для самостоятельных наблюдений в природе; - создание проблемных ситуаций – познавательных и практических; - разные виды игр; - экспериментирование; - уход за растениями и животными в уголке природы; - рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий.
Практический и наглядный инструментарий для опытно-экспериментальной деятельности.
Работу по экологическому воспитанию детей необходимо начинать с создания определенной материальной базы. Овладеть знаниями о системе общих и частных связей дошкольники могут только в том случае, если перед ними поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Такие условия могут быть созданы в уголке природы или в специализированном помещении. Содержание уголка для экспериментирования включает: более 15 видов комнатных растений (алоэ, бальзамин, кливия, пеларгония, хлорофитум, традесканция, фикус, фуксия и др) огород, где высаживаем семена укропа, петрушки, кресс-салата; выращиваем зеленый лук, траву для попугаев, помидоры и кочанный салат; аквариум с отдельными представителями растений (валлиснерия, роголистник,)
Необходимым оборудованием для проведения занятий служат наглядные пособия, которые можно разделить на три группы: натуральные объекты живой и неживой природы; иллюстративные пособия; вспомогательные приборы и оборудование.
В работе используется коллекции почв, полезных ископаемых (неживая природа), растения и животные, окружающих ребенка, и разнообразные гербарии, в том числе сделанные детьми с родителями и педагогами.
Необходима большая база иллюстративных пособий (картины, фотографии, таблицы, иллюстрации по всем темам, а также картографические пособия) и демонстрационных пособий: муляжи грибов, овощей, фруктов, модели земного шара. Должно иметься и лабораторное оборудование для проведения опытов (штативы, спиртовки, колбы, пробирки и т.д.). В детской лаборатории необходим природный материал, бросовый материал, технический и медицинский, коллекция бумаги и тканей, а также игровое оборудование.
В результате систематической работы по детскому экспериментированию можно ожидать значительное повышение уровня экологической воспитанности детей, проявление их собственной исследовательской активности и расширение их кругозора.
Для отслеживания эффективности применения на практике методической разработки используется диагностические материалы и методики по определению показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.