Обучение детей дошкольного возраста
подвижным играм с правилами
Герасимова Наталия Александровна, Юманова Людмила Васильевна
МБДОУ "Батыревский детский сад "Василёк"
Подвижные игры-сознательно, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами.
Подвижные игры - наиболее удачное сочетание видов деятельности ребёнка, способствующих его всестороннему развитию и укреплению здоровья. И поэтому все заботливые и заинтересованные родители должны уделять как можно больше времени и внимания своим детям, не только покупая им игрушки и сладости, но и играя вместе с ними.
Истокам и подвижной игры является моделирование недоступной для ребёнка деятельности взрослого. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к труду, развития и совершенствования основных видов движения, проверки готовности к жизни.
Игра определяется П. Ф. Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребёнка и воспитываются нравственные качества.
Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: А. И. Быковой, А. В. Кене ан, М. М. Конторович, Н. А. Метлова, Л. И. Михайловой, Т. Осокиной, Е. А. Тимофеевой и др.
Виды подвижных игр: сюжетные и несюжетные игры. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребёнка увлекаются игровые образы, он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д. Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на: игры типа перебежек, ловушек, игры с элементами соревнования, игры - эстафеты, игры с предметами.
Группировка игр может быть осуществлена по их двигательному содержанию. В существующих сборника подвижных игр (Е. Г. Батурина, А. И. Сорок на и др.) в основу группировки положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т. п.). Такой подход помогает педагогу планировать игры в связи с формирования у детей определённых двигательных навыков.
Подбор и планирования подвижных игр зависят от многих условий :уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребёнка, индивидуальных типологических особенностей, времени года особенностей режима дня и места проведения, интересов детей.
Организация игр зависит от её структуры и характеры движений. Ознакомление детей с новой игрой, объяснение её содержания и правил требует от воспитателя тщательной подготовки.
Объяснение игры может проходить по - разному в зависимости от вида игры. При объяснении сюжетной подвижной игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение, как-бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию.
Объяснение несюжетной игры должно быть кратким, точным, точным, интонационно-выразительным. Педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, использует пространственную терминологию, проверяет, как дети поняли игру с помощью вопросов.
Выбор входящего, распределение ролей в играх проходит по-разному. Распределение ролей может осуществляться с помощью считалки или предоставления права выбора входящего самим детям с обязательным объяснением своего выбора. Входящего может выбрать и сам педагог. В младших группах роль входящего выполняет в начале сам воспитатель, постепенно ведущие роли поручаются детям. Например, наиболее активному ребёнку или подготовленному ребёнку из старших групп. С детьми младшего дошкольного возраста входящий только делает вид, что ловит детей. Этот педагогический приём используется для того, чтобы не испугать детей, и чтобы у них не пропал интерес к игре. При распределении играющих в группы, команды в несюжетных играх педагог учитывает физическое развитие и интеллектуальные особенности детей, подбирает детей равных по силам, соединяя неуверенных, застенчивых детей со смелыми и активными.
В процессе организации подвижных игр педагог обращает внимание на выполнение детьми правил. В процессе игры педагог следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей. Игра заканчивается общей ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку, возникшее у детей возбуждение и приводящий пульс в норму. Вместо ходьбы может быть проведена мало подвижная игра, например, "Найди и помолчи" и др.
В заключении даётся оценка игры. Воспитатель отмечает положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, выдержку, отмечает нарушивших правила игры, тщательно анализирует причины их невыполнения. Ребёнок может нарушить правила игры в следующих случаях:
-если не понял объяснение педагога,
-очень хотел выиграть,
-был достаточно внимателен и т. д.
Педагоги вводит варианты подвижной игры. Варианты нужны не только для поддержания интереса детей к игре. Основная задача заключается в постепенном усложнении игры: её движений, правил, игровой ситуации, условий проведения и методики руководства. Первоначально варианты игры педагог подбирает из сборников подвижных игр или придумывает сам. Педагог может:
-усложнить игровые двигательные действия,
-включить правила, требующие от ребёнка выдержки, самообладание,
-повысить требования к выполнению правил игры,
-изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре,
-выбрать нескольких входящих и т. д.
Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию у них двигательного творчества.
В старших группах воспитатель постепенно подводит детей к самостоятельной организации подвижных игр, следя за её ходом, и особенно за выполнением правил. Рекомендуется поучать старшим дошкольникам, провести игру в одной из младших групп. В начале их обязанности распределяет воспитатель: одному или двум - организовать малышей, другому - объяснить игру, её правила, третьему-выполнить роль. Затем дети делают это самостоятельно. Игра проводится под наблюдением воспитателя младшей группы.
А. В. Кенем ан, Д. В. Хухлаева отмечают, что воспитательные возможности подвижных игр многогранна, но для их реализации необходимы заинтересованность воспитателя, его творческое отношение и педагогическое мастерство.