Развитие мыслительных операций на дефектологических занятиях с детьми с нарушениями зрения
2024-09-23 15:00
Развитие мыслительных операций на дефектологических занятиях
с детьми с нарушениями зрения
Данилова Кристина Олеговна
МБОУ "СОШ №18" г. Чебоксары
Аннотация. В методической разработке демонстрируются особенности работы над развитием мыслительных операций в работе учителя-дефектолога с детьми с нарушениями зрения.
Ключевые слова: анализ и синтез, сравнение, классификация, систематизация, нарушения зрения.
Мышление - опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Выявление связей, отношений, а также основных свойств и сущности явлений и объектов действительности осуществляется посредством мыслительных операций [2].
Анализ как мыслительная операция — это мысленное расчленение объекта на составные части, выделение характерных для него признаков, свойств и сторон. Синтез является объединением проанализированных элементов в единое целое. Анализ и синтез формируются в деятельности и выступают как на чувственном, так и на логическом уровне отражения, причем первичным является анализ-синтез на уровне чувственного отражения. Очевидно, что успешность этих операции на уровне чувственного отражения зависит от сохранности и степени развития анализаторного аппарата [2].
Нарушения функций зрения затрудняют также и выполнение операций анализа и синтеза, отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой - относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия [1].
Одной из наиболее важных мыслительных операций является сравнение, то есть установление степени тождества или различия при сопоставлении двух или большего числа объектов. Хотя сравнение представляет собой относительно элементарную форму познания, его важная роль определяется тем, что оно наряду с анализом и синтезом включается почти во все мыслительные операции. При наличии нарушений зрения также наблюдаются определенные затруднения в процессе выполнения операции сравнения. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно, и их сравнению.
С помощью сравнения осуществляется классификация и систематизация, то есть объединение объектов по сходным признакам, их мысленная группировка. В процессе систематизации и классификации наиболее важно выделять существенные для данного разряда (вида, рода или класса) признаки.
Кроме перечисленных, к операциям мыслительной деятельности относятся: абстрагирование - отвлечение от одних сторон объекта при одновременном выделении других; обобщение - объединение объектов на основе общих существенных признаков; конкретизация - применение обобщенных знаний к частным, конкретным случаям.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления слепых. Однако эти недостатки не делают мышление детей с нарушениями зрения необратимо неполноценным, так как в процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления - пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, можно способствовать успешному развитию системы операций мыслительной деятельности слепых и слабовидящих.
Ниже приводитьсяконспект подгруппового дефектологического занятия по развитию мыслительных операций у детей с нарушениями зрения, которая может быть использована учителями-дефектологами, учителями.
Цель: расширить, обобщить, систематизировать знания учащихся о профессиях. Задачи:Коррекционно-образовательные: - Актуализировать знания о профессиях людей (название, какие действия выполняет, что нужно для работы, с кем или с чем работает). - Закрепить умение составлять описательный рассказ о профессии по плану-схеме. Коррекционно-развивающие: - Способствовать развитию логического мышления на материале загадок о профессиях. - Содействовать развитию анализа, синтеза, обобщения - Содействовать формированию учебно-познавательных умений и навыков младших школьников. - Способствовать развитию произвольного внимания, наблюдательности. - Содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся. Коррекционно-воспитательные: - Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. - Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии. - Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.
Раздаточный материал: сундук, атрибуты профессий (водитель – кепка, руль; врач – белый халат, шапочка с красным крестом; повар – белый колпак и фартук; продавец – пилотка, халат; строитель – каска, комбинезон, молоток); бейджики; «билеты» - карточки разного цвета и конверты таких же цветов; раздаточный материал для игры с фонариком; разрезные картинки (дворник, учитель, продавщица, почтальон, парикмахер, врач); изображения представителей разных профессий и атрибута их занятий; изображения с профессиями; цветные карандаши; ручки; листочки; лучи солнца.
План занятия: I. Организационный момент II. Определение темы занятия III. Сообщение нового материала, актуализация знаний детей IV. Подведение итогов, рефлексия.
Ход занятия: I. Организационный момент: Здравствуй, здравствуй, милый друг! Здравствуй, посмотри вокруг! Мне тихонько улыбнись! Гостю тоже поклонись! Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня, какие вы все красивые. Как ваше настроение? Замечательно! У нас сегодня необычное занятие. На нем присутствуют много гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
II. Постановка проблемной ситуации и определение темы занятии -Я буду называть слова, а вы скажите какое слово лишнее. Слушаем слова: Учитель, врач, градусник, продавец. -Какое слово лишнее? -Кто догадался? -Градусник. -Почему? -А оставшиеся слова, каким, одним словом, можно сказать. -Профессии. Вывешиваю табличку с названием: Профессии (слайд 1). Мы отправимся в путешествие по профессиям.
III. Сообщение нового материала, актуализация знаний детей (просмотр презентации). А что означает это слово? -Работу людей. ПРОФЕССИЯ – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки знаний и умений. -А для чего нужна работа? -Чтобы зарабатывать деньги. -А зачем нам деньги? -Чтобы покупать продукты, одежду.
В мире существует тысячи различных профессий. Каждый человек выбирает одну, которой он посвящает всю свою жизнь. Вы учитесь в начальной школе. Но должны знать, что путь к любой профессии начинается со школьного порога, с 1 класса. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем выбрать именно ту профессию, с которой вы захотите связать жизнь. Чтобы познакомиться с представителями разных профессий, нам поможет волшебный сундук. В нем лежат атрибуты профессий. Достаньте и наденьте их. (Дети одеваются в одежду разных профессий).
1. Задание «Билеты». Как вы думаете, на чем мы можем поехать? (На машине). Как называется человек, который водит автобус? (Водитель) Есть среди нас водитель? - Давайте приобретем у водителя билеты и сядем на свои места. Водитель раздает цветные билеты (синий, красный, зеленый). Дети занимают соответствующее по цвету места в автобусе из стульчиков. Давайте узнаем, куда довезут нас наши билеты. Эти билеты не теряйте, в конце поездки они вам пригодятся. - Пассажиры заняли места, водитель заводи автобус. Поехали.
2. Мы приехали на первую станцию "Говорилка" (Слайд 2). Мы в профессии играем, И мечтаем поскорее Мамы с папой стать взрослее, Чтоб не просто так мечтать, А кем быть решить и стать. Я начну, а вы кончайте, Хором дружно отвечайте.
а) Если заболело ухо Если в горле стало сухо, Не волнуйся и не плач- Ведь тебе поможет…(врач) (Слайд 4). - Кто из вас врач? (Ребенок встает). Расскажи о своей профессии. А рассказывать мы будем по плану: Кто это? Что он делает? Для чего он это делает? Что ему для этого нужно? (слайд 10). (Ребенок рассказывает о профессиях.) Врач – это очень важная профессия. Этот человек лечит людей, спасает жизни. Если кому-то стало плохо, по какому номеру телефона нужно вызвать врача? (И по аналогии рассказывают про остальные профессии).
б) Этот четко знает дело, Он ребята стрижет умело. Зачем ходить косматыми? Зачем ходить лохматыми? Ведь лучше быть ребятами Красивыми, опрятными…(парикмахер) (Слайд 5). Парикмахер – это человек, который делает нам красивые прически. Он делает наши волосы красивыми и опрятными.
в) В полиции служат Отважные люди Полиция дружных, Находчивых любит. Пусть дождь проливной Или тёмная ночь Любому в беде они смогут помочь (полицейский) (Слайд 6). Полицейский – это человек, который заботится о нашей безопасности, а если кто-то чужой пытается ворваться в вашу квартиру, по какому номеру телефона нужно вызвать милицию?
г) Перетянут он ремнём Каска прочная на нём. Он в горящий входит в дом, Он сражается с огнём…(пожарный) (Слайд 7). Пожарный – это человек, который тушит пожары, спасает людей. Это очень храбрые люди. Ребята, если случится пожар, по какому номеру телефона нужно вызвать пожарных.
д) Вот он по дороге едет, И глядит на светофор. Вы подскажете мне, дети, Как зовут его? (Шофёр) (Слайд 8). Шофёр – это человек, который строит здания. Благодаря этой профессии у нас есть хорошие кирпичные дома, множество магазинов, школы и другие здания.
е) Чтобы дети не болели, Не ходили еле- еле. Чтоб здоровыми росли, Ели кашу, пироги, Чтоб упитанными были, В школу каждый день ходили, Чтобы слышать детский говор, Нужен в каждой школе…(повар) (Слайд 9). Повар – это человек, который работает на кухне в кафе, в ресторане, в столовой. Он готовит разнообразные вкусные, полезные и красивые блюда.
Поехали дальше. Следующая станция 3. Станция "Мастерская маленького художника" (слайд 11) Ребята, посмотрите на маленького художника на доске (слайд 12). Он совершенно растерялся. Он запутался и не знает, какому человеку, какой предмет дорисовать. Давайте ему поможем. (На слайде изображение художника и изображения представителей разных профессий и атрибута их занятия. Нужно подобрать пару (слайд 13). (Каждый ребенок получает карточку и выполняет задание). Давайте вернем художнику картины. Маленький художник очень благодарен вам за помощь. Теперь все стало на свои места.
4. Зрительная гимнастика. Едем дальше. Посмотрите в окно направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите вниз, а там речка глубока, посмотрите вверх, там птички летят. И вот, машина остановилась, и мы приехали.
5. Станция "Загадочные профессии" (слайд 14). На станции нашла телефоны, надо вернуть хозяевам. Сможем это сделать, только позвонив им (включаю запись телефонных гудков). Проводится игра «Подумай, отгадай, найди». Воспитатель: Найдите картинки с людьми тех профессий, работа которых позволяет нам отдохнуть, доставляет радость (фотограф, художник, писатель Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. Посмотрите на картинки и отберите те, на которых изображены люди, профессии которых выполнять работу своими руками (пекарь, строитель, повар)
Задание «Кто так говорит?». - А теперь догадайтесь, человек какой профессии так говорит. (Звучат реплики представителей той или иной профессии).
«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
«Уважаемые, пассажиры, приветствую вас на борту самолета» (пилот)
«Предьявите документы, пожалуйста» (полицейский).
«Как вас нарисовать анфас или профиль» (художник).
А давайте проверим, поднесите фонарики к телефонам. (У каждого ребенка на оборотной стороне листа, на котором нарисован телефон, имеется изображение человека, относящегося к загаданной профессии). Дети подносят к листу включенные фонарики, и кто-то из них находит искомую профессию. - Молодцы! Вы правильно узнали профессии людей, произносящих эти выражения. Давайте вернем их хозяевам. Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть. Посмотрите на картинки и отберите те, на которых изображены люди, профессии которых выполнять работу своими руками (пекарь, строитель, повар) Воспитатель: А теперь найдите картинки, где изображены профессии тех, кто занимается обслуживанием людей (продавец, парикмахер, портной) Воспитатель: Найдите картинки с людьми тех профессий, работа которых позволяет нам отдохнуть, доставляет радость (фотограф, художник, писатель)
Ребята, вы такие молодцы! Но что-то мы засиделись. Давайте немного разомнемся.
6. Станция «Отдыхайкино» (слайд 15) Хочешь стать ты гитаристом, делай так… Хочешь стать ты пианистом, делай так… Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так… Хочешь стать ты маляром, то делай так… Хочешь поваром ты быть, то делай так… Если нравится тебе, то и других ты научи, Если нравится тебе, то делай так… Если хочешь стать спортсменом, делай так.. Если хочешь быть артистом, делай так… Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так…
7. Мы подъезжаем к станции «Алфавит» (слайды 16,17,18). - Напишите профессии, начинающиеся на буквы: А, Б, В, П, У. А буквы у вас написаны на ваших билетах. Каждый ребенок зачитывает написанные профессии. Молодцы ребята! Продолжаем путь.
8. Станция «Конечная» (слайд 19). Последняя станция. Обменяйте свои билеты на конверты соответствующего цвета. Достают с конвертов разрезные картинки и собирают (дворник, учитель, продавщица, почтальон, парикмахер, врач). Каждый ребенок показывает и рассказывает, что у него получилось.
IV. Подведение итогов занятия и оценка деятельности. Вот и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось? (Ответы детей). Хочу попросить вас вспомнить, какие задания мы сегодня выполняли и какие из них вам особенно понравились. Как вы думаете, эта тема важна для вас?
Рефлексивный прием «Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
- Молодцы, старались, выполнили все задания, показали хорошие знания о профессиях. Мне с вами очень понравилось работать.