Цель: Формировать умение детей создавать образ – символ чувашского узора солнца в технике модульное оригами.
Образовательные задачи: Формировать представление детей о технике модульное оригами. Продолжать знакомить детей с традициями чувашского народа, с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства - чувашской вышивкой. Совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать прямоугольник по диагонали, складывать бумагу в разных направлениях.
Развивающие задачи: Развивать эстетический и художественный вкус, познавательную и творческую активность. Развивать мелкую моторику рук в процессе труда.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к искусству чувашских мастеров, прививать интерес и уважение к культуре родного края. Воспитывать аккуратность, усидчивость в трудовой деятельности.
Предварительная работа: Бумажное оригами. Беседа об известных людях Чувашии. Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение стихотворений.
Словесная работа: модуль, оригами, земляки.
Материал и оборудование: ноутбук. Мольберт, куклы в национальных костюмах (русская, чувашская, татарская), образцы с элементами орнамента чувашкой вышивки, заготовки модулей, прямоугольные листы размером 5*9 см.
Методы и приемы:
-Вводная часть:
1. Словесная (беседа, описательный рассказ)
2. Д/и «Назови элементы орнамента чувашской вышивки»
-Основная часть
1. Практическая
2.Физкульминутка «Полет на ракете»
3.Практическая (сбор оригами)
-Заключительная часть
1. Подведение итогов.
Ход НОД:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. Каждый день, общаясь с вами, я вижу, как вы растете, становитесь старше. Уже много знаете об окружающем нас мире, о стране, в которой живете. А страна у нас удивительная. Скажите, как она называется?
Дети. Россия.
Воспитатель. Много стран на планете Земля, везде живут люди. Но для нас Россия – необыкновенная, единственная, почему?
Дети. Потому что она наша Родина.
Воспитатель. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Что мы называем малой Родиной?
Дети. Это место, где родился человек, где все ему знакомо и дорого. Это наша республика, город, улица, дом.
Воспитатель. Как называется наша малая Родина?
Дети. Чувашская Республика
Воспитатель: Молодцы, вспомнили. Ребята, а вы знаете, что все, кто родился и живет в одном городе, в одной республике, называются земляками. Мы с вами земляки.
Воспитатель: Наша республика многонациональна. У каждого народа есть своя культура, свой национальный костюм. Обратите внимание на костюмы трех кукол. Какие народы они представляют?
Дети. Русские, чуваши, татары.
Воспитатель. Что характерно для каждого костюма?
Дети: У каждого костюма своя национальная вышивка, определенные цвета орнамента.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Назови элементы орнамента чувашской вышивки»(Ребенок подходит к мольберту, показывает образец и называет элементы орнамента чувашской вышивки: солнце, сердце, дерево)
Воспитатель: Вот я и приглашаю Вас в творческую мастерскую бумажных
фантазий оригами. Я знаю, что Вы неоднократно работали с бумагой и этот материал вам хорошо знакомый, и вы покажите свои умения работать с ним.
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, как складывать фигурки в технике оригами. А сейчас я хочу показать вам красочную, интересную книгу с более сложными работами. Эти поделки выполнены из большого количества треугольных модулей, которые складываются из прямоугольного листа бумаги и называются модульное оригами.
Воспитатель: Пройдите к нашему мольберту. Давайте сначала рассмотрим лист бумаги
Какой он формы? (формы прямоугольника). Что есть у прямоугольника? (стороны, углы).
Сколько сторон и углов у прямоугольника? (по четыре). У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их. (дети показывают углы и стороны прямоугольника)
Воспитатель: Ребята, а теперь проходите за столы и давайте все вместе попробуем сделать вот такой треугольный модуль. Расположите прямоугольный лист горизонтально, внимательно смотрите и слушайте мой объяснения, тогда работа будет выглядеть аккуратной. А я открою вам, секрет мастера оригами, главное правило, каждый сгиб на бумаге необходимо хорошо проглаживать. Приступаем к работе.
Согните прямоугольник пополам (верхнюю сторону опустите вниз). Согните пополам слева - направо и разогните, получилась книжечка с линией посередине. Согните верхние углы к середине, получилась крыша домика. Переверните. Загните нижние уголки к линии. Поднимите края вверх. Перегните получившийся треугольник пополам. Получился треугольный модуль, у которого есть два уголка и два кармашка. И он действительно похож на клюв.
Воспитатель: Мы очень долго сидели без движения. Немного отдохнем.
Физкультминутка «Полет на ракете»
А сейчас мы с вами, дети,
Полетаем на ракете. /приседают и встают, тянутся вверх, становятся на носочки, руки вверху/
На носочки подтянулись,
А потом – руки вниз, /опускают руки/
Раз, два, три, четыре /вращение головой/
Полетит ракета ввысь! /тянутся вверх/
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что изделия с народным узором были даже своеобразным посланием? Их красивый и многоцветный узор мог нести определенную тайну. Чуваши в узоре солнца желали тепло и свет. И сейчас я вам предлагаю собрать чувашский узор- солнце. Готовые изделия мы можем подарить своим близким с пожеланием тепла и света. Тогда давайте создадим красоту своими руками, сделаем путем сбора модулей в одну поделку -солнца. (сбор изделия).
Воспитатель: Осталось подвести итог нашего занятия.
А сейчас оцените свою деятельность на занятии. Вам было комфортно на занятии? Что было самым интересным? Спасибо вам за работу, за творчество. Мы с вами все узнали? Я думаю, что еще много тайн для интересных открытий, для будущего успеха! И я желаю Вам достичь большого успеха.