Педагогическая копилка

Народный чувашский узор - солнце в технике модульного оригами

«Народный чувашский узор - солнце в технике модульного оригами»


Руссова Валентина Николаевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №143» г.Чебоксары


Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: Формировать умение детей создавать образ – символ чувашского узора солнца в технике модульное оригами.

Образовательные задачи: Формировать представление детей о технике модульное оригами. Продолжать знакомить детей с традициями чувашского народа, с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства - чувашской вышивкой. Совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать прямоугольник по диагонали, складывать бумагу в разных направлениях.

Развивающие задачи: Развивать эстетический и художественный вкус, познавательную и творческую активность. Развивать мелкую моторику рук в процессе труда.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к искусству чувашских мастеров, прививать интерес и уважение к культуре родного края. Воспитывать аккуратность, усидчивость в трудовой деятельности.

Предварительная работа: Бумажное оригами. Беседа об известных людях Чувашии. Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение стихотворений.

Словесная работа: модуль, оригами, земляки.

Материал и оборудование: ноутбук. Мольберт, куклы в национальных костюмах (русская, чувашская, татарская), образцы с элементами орнамента чувашкой вышивки, заготовки модулей, прямоугольные листы размером 5*9 см.

Методы и приемы:

-Вводная часть:

1. Словесная (беседа, описательный рассказ)

2. Д/и «Назови элементы орнамента чувашской вышивки»

-Основная часть

1. Практическая

2.Физкульминутка «Полет на ракете»

3.Практическая (сбор оригами)

-Заключительная часть

1. Подведение итогов.

Ход НОД:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. Каждый день, общаясь с вами, я вижу, как вы растете, становитесь старше. Уже много знаете об окружающем нас мире, о стране, в которой живете. А страна у нас удивительная. Скажите, как она называется?

Дети. Россия.

Воспитатель. Много стран на планете Земля, везде живут люди. Но для нас Россия – необыкновенная, единственная, почему?

Дети. Потому что она наша Родина.

Воспитатель. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Что мы называем малой Родиной?

Дети. Это место, где родился человек, где все ему знакомо и дорого. Это наша республика, город, улица, дом.

Воспитатель. Как называется наша малая Родина?

Дети. Чувашская Республика

Воспитатель: Молодцы, вспомнили. Ребята, а вы знаете, что все, кто родился и живет в одном городе, в одной республике, называются земляками. Мы с вами земляки.

Воспитатель: Наша республика многонациональна. У каждого народа есть своя культура, свой национальный костюм. Обратите внимание на костюмы трех кукол. Какие народы они представляют?

Дети. Русские, чуваши, татары.

Воспитатель. Что характерно для каждого костюма?

Дети: У каждого костюма своя национальная вышивка, определенные цвета орнамента.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Назови элементы орнамента чувашской вышивки» (Ребенок подходит к мольберту, показывает образец и называет элементы орнамента чувашской вышивки: солнце, сердце, дерево)

Воспитатель: Вот я и приглашаю Вас в творческую мастерскую бумажных

фантазий оригами. Я знаю, что Вы неоднократно работали с бумагой и этот материал вам хорошо знакомый, и вы покажите свои умения работать с ним.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, как складывать фигурки в технике оригами. А сейчас я хочу показать вам красочную, интересную книгу с более сложными работами. Эти поделки выполнены из большого количества треугольных модулей, которые складываются из прямоугольного листа бумаги и называются модульное оригами.

Воспитатель: Пройдите к нашему мольберту. Давайте сначала рассмотрим лист бумаги

Какой он формы? (формы прямоугольника). Что есть у прямоугольника? (стороны, углы).

Сколько сторон и углов у прямоугольника? (по четыре). У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их. (дети показывают углы и стороны прямоугольника)

Воспитатель: Ребята, а теперь проходите за столы и давайте все вместе попробуем сделать вот такой треугольный модуль. Расположите прямоугольный лист горизонтально, внимательно смотрите и слушайте мой объяснения, тогда работа будет выглядеть аккуратной. А я открою вам, секрет мастера оригами, главное правило, каждый сгиб на бумаге необходимо хорошо проглаживать. Приступаем к работе.

Согните прямоугольник пополам (верхнюю сторону опустите вниз). Согните пополам слева - направо и разогните, получилась книжечка с линией посередине. Согните верхние углы к середине, получилась крыша домика. Переверните. Загните нижние уголки к линии. Поднимите края вверх. Перегните получившийся треугольник пополам. Получился треугольный модуль, у которого есть два уголка и два кармашка. И он действительно похож на клюв.

Воспитатель: Мы очень долго сидели без движения. Немного отдохнем.

Физкультминутка «Полет на ракете»

А сейчас мы с вами, дети,

Полетаем на ракете. /приседают и встают, тянутся вверх, становятся на носочки, руки вверху/

На носочки подтянулись,

А потом – руки вниз, /опускают руки/

Раз, два, три, четыре /вращение головой/

Полетит ракета ввысь! /тянутся вверх/

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что изделия с народным узором были даже своеобразным посланием? Их красивый и многоцветный узор мог нести определенную тайну. Чуваши в узоре солнца желали тепло и свет. И сейчас я вам предлагаю собрать чувашский узор- солнце. Готовые изделия мы можем подарить своим близким с пожеланием тепла и света. Тогда давайте создадим красоту своими руками, сделаем путем сбора модулей в одну поделку -солнца. (сбор изделия).

Воспитатель: Осталось подвести итог нашего занятия.

А сейчас оцените свою деятельность на занятии. Вам было комфортно на занятии? Что было самым интересным? Спасибо вам за работу, за творчество. Мы с вами все узнали? Я думаю, что еще много тайн для интересных открытий, для будущего успеха! И я желаю Вам достичь большого успеха.