Педагогическая копилка

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе со старшими дошкольниками

2024-01-22 15:30

Использование игрового набора «Дары Фребеля»

в работе со старшими дошкольниками

Андриянова Наталья Александровна

Учитель-логопед МБДОУ "Кугесьский детский сад "Крепыш"


Многие педагоги дошкольного образования широко используют в своей работе «Дары Фребеля». Обращение к одноименному игровому набору обусловлено и тем, что многие идеи выдающегося педагога Ф. Фребеля очень созвучны с принципами, указанными в действующем ФГОС ДО. Нет необходимости цитировать их и соотносить с постулатами Ф. Фребеля: с ними можно ознакомиться в ходе изучения множества источников. Остановимся лишь на том, что, как и многие известные педагоги прошлого, Ф. Фребель указывал на определяющую роль игры во всестороннем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. На этом, в принципе, базируется и вся современная система дошкольного образования. Важно то, что Ф. Фребель придумал для реализации своих идей так называемые «дары», которые представляют собой специально разработанный предметный материал: набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, по мысли педагога, в простой форме моделировать все многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослыми детской деятельности, что придает осмысленность действиям с предметами. Возможности использования этого игрового набора безграничны, и не теряют своей актуальности и по сей день. Об этом свидетельствует разработанная современными авторами Т.В. Волосовец, Ю.В. Карповой и Т.В. Тимофеевой парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Для реализации этой программы авторы советуют использовать модульную мебель для конструирования и игровое оборудование, специально изготовленное самарской компанией «Светоч». Практические рекомендации по реализации указанной программы содержатся на официальном сайте Института образовательных технологий.

Ознакомившись со всеми вышеуказанными технологиями, мы приняли решение использовать игровой набор «Дары Фребеля» в работе с нашими воспитанниками. Деятельность с «Дарами Фребеля» позволяет почувствовать эмоциональное единение воспитателя с ребенком, что придает занятиям одухотворенность. Кроме того, использование игрового набора позволяет создавать такие ситуации и предлагать детям такую деятельность, где ключевым моментом является оценка детьми собственных умений и результатов своей деятельности. Помимо этого, игровой набор способствует развитию самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности, которые должны освоить дети в период дошкольного детства. Ребенок имеет право выбора игровых материалов, способов творческой деятельности. В процессе использования игрового набора мы стараемся создавать условия для положительных эмоциональных реакций от умственных усилий в процессе перехода ребенка от присущего всем детям любопытства к любознательности и дальнейшему ее преобразованию в познавательную потребность. Наиболее важным фактором для создания таких условий является организация стимулирующего пространства, соответствующих игр для освоения различных знаний об окружающем мире.

Приведем примеры использования «даров» в работе со старшими дошкольниками. Например, в ходе образовательной деятельности по теме «Дикие животные» было проведено несколько дидактических упражнений:
1) «Какие животные обитают в лесах Чувашии?». Дети делились на группы, каждая из которых с помощью игрового набора изготавливала лес, поселила туда животных нашей местности, лесника. По ходу строительства педагог задавал вопросы: сколько деталей взяли дети, куда поставили и т.д.;
2) «Чем животные питаются?». Детям предлагалось взять геометрические фигуры, которые соответствуют цвету шерсти и размеру животных, чтобы разложить их по группам, потом «обвести» их веревкой соответствующего цвета. После этого нужно было «обвести» всех животных, которые питаются только растениями, затем всех, кто питается только животными, и, наконец, всех всеядных животных.

Реализация образовательной деятельности по теме «Фрукты» включала в себя также несколько дидактических упражнений:
1) «Какие фрукты растут в Чувашии?». Дети с помощью игрового набора изображали фрукты, которые растут в нашей местности;
2) «Какие фрукты растут у вас на даче или в деревне?». Детям предлагалось сконструировать фруктовый сад с использованием игрового набора: ствол и крону они изготавливали из игрового материала, а плоды выкладывали из фруктов, изготовленных ранее на других занятиях;
3) «Заготовки из фруктов». Дети сначала размышляли о том, как можно заготовить фрукты, чтобы сохранить их на зиму, подбирая слова-действия к слову «фрукты»: сушат, варят и т.д. После этого ребята изображали «заготовки» с помощью игрового набора.

Аналогичным способом была выстроена образовательная деятельность со старшими дошкольниками по теме «Овощи».

В связи с тем, что любая деятельность ребенка сопровождается речью, мы попытались использовать «Дары Фребеля» для их речевого развития. Например, мы применяем прием «Нарисуй прочитанное», в ходе использования которого дети не просто слушают педагога, читающего им произведения художественной литературы, но и пытаются выкладывать сюжет произведения, героев и предметы, о которых там говорится. Этот прием позволяет дошкольникам легко запоминать произведение и затем воспроизводить его содержание, и даже выучивать стихотворения.

Таким образом, «Дары Фребеля» являются уникальным универсальным средством при работе с дошкольниками, сохранившим свою ценность и для нынешнего поколения детей.