Психологический подход к самопознанию детей подросткового возраста «Познай самого себя»
2021-11-25 21:23
Психологический подход к самопознанию детей подросткового возраста
«Познай самого себя»
Новикова Елена Юрьевна методист МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары
Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх; наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности. Задачи: - развивать представление о себе; - формировать возможность распознавать собственные личностные качества; - формировать способность анализировать свои личностные качества, обращая внимание на то, что у каждого качества есть две стороны позитивная и негативная; - развивать умение устанавливать контакт; развивать наблюдательность в общении. Основные направления работы с подростками. Программа групповых занятий для подростков должна обеспечить, с одной стороны, формирование стрессоустойчивости, с другой стороны, выполнение возрастных задач развития. В работе с подростками выделяют следующие основные направления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирования личностной рефлексии. Потребностно-мотивационное направление предполагает, прежде всего, умение сделать выбор, принять ответственность за свой выбор, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с окружающими, расширяет диапазон применяемых стресспреодолевающих стратегий. Основа психологических занятий — это обучение жизненно важным умениям и навыкам, способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром. Подростков необходимо познакомить с признаками психологически некомфортных состояний, обучить приемам и способам выхода из критических ситуаций, техникам, позволяющим минимизировать отрицательные последствия стресса. Техника проведения профилактических занятий Оптимальное число участников тренинга — 10-12 подростков. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю. Продолжительность занятия — от 60 до 90 минут, в зависимости от темы. Тренинг рассчитан на работу с подростками 13-15 лет. Структура занятия. Занятие тренинга, в зависимости от темы, включает несколько этапов: 1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот). 2. Выяснение знаний и представлений учащихся по новой теме. 3. Проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии. Содержание тренинга: Знакомство Цели: создать благоприятные условия для работы в группе; ознакомить с основными принципами работы психологического тренинга. 1. Дискуссия: — Что такое группа? 2. Установление правил работы в группе. 3. Принятие правил. Ведущий обещает выполнять принятые правила и просит каждого участника дать такое же обещание. 4. Тренинговые упражнения. Упражнение «Имя и качество» Участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или отчестве. Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то что все они очень разные, им предстоит совместная работа. Заполнение визиток Каждый участник получает визитную карточку, на которой пишет свое имя (имя-отчество, уменьшительное имя, детской прозвище – любой вариант обращения к себе, которым его будут называть во время тренинга). Далее визитки прикалывают к одежде так, чтобы их было легко прочитать. Упражнение «Приветствие в зеркале» Участники по кругу приветствуют группу словами и жестами. Все остальные представляют себя зеркалами, которые отражают увиденное. Упражнение «Ассоциации» Описание упражнения. 1. Каждый участник придумывает два слова, не имеющих прямой логической связи между собой, и озвучивает их. Сосед, сидящий справа, формулирует логически верное предложение, увязывающее их. Допустим, названы слова «кружка» и «лопата». Предложение может выглядеть, например, так: «Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашел там только разбитую кружку». Участникам демонстрируют два предмета и просят выстроить ассоциативную цепочку между ними — подобрать такие слова, которые были бы попарно логически связаны между собой, а все вместе связывали бы эти предметы. Участникам называют два понятия и демонстрируют какой-либо предмет. Сначала их просят построить ассоциативные цепочки, связывающие каждое из этих понятий с продемонстрированным предметом, а потом еще одну, связывающую эти понятия между собой напрямую. Таким образом, выстраивается своего рода ассоциативный треугольник, в котором все связано со всем. Упражнение обычно выполняется в подгруппах по 3—5 человек. Время работы — 4—5 мин на каждое задание. Затем участники озвучивают получившиеся у них ассоциативные цепочки. (Например: «творчество—общение—банка пепси»; «творче- ство — а кт и в н ост ь—кофе и н — то н из и ру ю щ и й на п ито к—пепс и» ; «общение — досуг — застолье — пепси»; «творчество —театр — труппа — коллектив-общение».) Психологический смысл упражнения. «Интеллектуальная разминка», тренировка умения объединять внешне слабо связанные между собой вещи, искать неожиданные аналогии; тренировка ассоциативного мышления, поиск неожиданных взаимосвязей предметов, явлений. Обсуждение. Какие варианты запомнились, показались наиболее интересными? В каких жизненных ситуациях важно уметь находить ассоциации между различными словами, предметами, явлениями? 5. Основная часть Упражнение «Дерево» Цель: осознание своей жизненной позиции. Участники в быстром темпе (возможный вариант: разделившись на группы, в режиме «аукциона») называют известные им породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев при всем их многообразии (корень, ствол, крона). Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть... (корнем, стволом, кроной)». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор (можно дать общий ответ от всей группы, но если есть частные мнения, можно озвучить и их). Рисунки помещаются в центр круга. Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения, в случае затруднения ведущий помогает участникам: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни (от корня питается все дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона дает возможность дереву дышать и т.п.). Упражнение «Автобус» Цель: осознание способов достижения жизненных целей. При помощи стульев, расставленных вдоль стены, отгораживается небольшое пространство, имитирующее салон автобуса. Участники изображают пассажиров автобуса в час пик. Ведущий, обращаясь к участнику, находящемуся в середине «салона», сообщает, что автобус подъехал к остановке, и предлагает срочно выйти из автобуса. По мере того как участники один за другим покидают салон, стулья сдвигаются, создавая тесноту. Когда в автобусе останется 3–4 «пассажира», он снова заполняется участниками. Второй этап упражнения: для усиления интриги остановкам даются привлекательные названия. Их надо обсудить с участниками в форме блиц-опроса: чего бы вам хотелось добиться в жизни? Можно предложить выбрать из готового списка: любовь, богатство, карьера, здоровье, красота, успех, мудрость и т.п., отмечая галочкой наиболее популярные выборы. Ответы обобщаются и записываются с добавлением эпитетов на листе бумаги большими буквами. Например: «Верная Любовь», «Несметное Богатство», «Блестящая Карьера», «Богатырское Здоровье», «Несравненная Красота», «Головокружительный Успех», «Житейская Мудрость». Участники предупреждаются, что на каждой остановке может выйти только один пассажир, причем заранее неизвестно, какая именно будет открыта дверь – передняя или задняя, время выхода ограничено. Движение автобуса сопровождается музыкой, ведущий изображает водителя, предлагая пассажирам не толпиться у дверей, пройти в середину салона, не забывать оплачивать проезд, уступать места пассажирам с детьми, тем самым создавая участникам помехи. Рефлексия. каково выбираться из переполненного автобуса? приходилось ли вам оказываться в таких ситуациях. как вы обычно поступаете, оказавшись в подобной ситуации? как чаще всего ведут себя окружающие? Далее участникам предлагается самостоятельно найти метафорический смысл данного упражнения: «Автобус – это наша повседневная жизнь. То, как человек пробирается к выходу, показывает, как он обычно добивается намеченной цели». Заключительная часть Упражнение «Продолжи фразу» Цель: развитие групповой сплоченности. Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «Я, как и все мы...» Рефлексия упражнения. что нас всех объединяет? Упражнение «Комплименты» Цель: позитивная обратная связь. Ведущий напоминает, как приятно бывает получать комплименты, называет имя любого участника, который должен сказать какой-либо комплимент ведущему. Далее этот участник выбирает другого участника, и тот также говорит комплимент выбравшему его участнику. Желательно, чтобы каждый услышал что-то приятное о себе. Упражнение «Цвет моего настроения» Цель: осмысление своего эмоционального состояния. Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их теперешнее настроение. Обобщая высказывания, ведущий сообщает, что преобладание светлых и ярких тонов указывает на позитивное эмоциональное состояние участников. Рефлексия занятия - Как прошло занятие? - Что было самым трудным (неприятным)? - что больше всего понравилось (запомнилось)? - Что было важным в сегодняшнем занятии? - Что запомнилось? - Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие? - Какие выводы из занятия вы сделали для себя? 6. Ритуал прощания. Завершающие ритуалы тренинга Когда завершены все круги интеграции опыта тренинга, совершите ритуал закрытия семинара. Необходимость этого ритуала продиктована тем, что тренинговая группа представляет собой живую социальную общность, которая имеет все циклы своей эволюции, и завершение, закрытие – это логический этап ее развития. Формы завершения тренинга многообразны. Это может быть групповая медитация, особый ритуал прощания. Предложите группе соединить руки вместе и минуту сохранять молчание, или совершить групповые объятия, или произносите ОМ, или какие-то другие спонтанные ритуалы, которые бы подчеркнули значимость коллективного процесса. В течение многих лет я произносил заключительную речь для завершения тренинга. Разумеется, каждый раз при завершении тренинга создается нечто новое, но есть основные стратегии проведения этих ритуалов, которые мы и хотим привести ниже. Я тебе дарю это в знак… Этот ритуал родился на Байкале, на одном из самых мощных тренингов, которые мы проводили с командой тренеров Международной ассоциации Свободного Дыхания в 1995 году. До начала ритуала приготовьте «дары». Это, как правило, сладости, конфеты, маленькие кусочки шоколада, орешки или финики, кусочки печенья… «Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала. Ведущий предлагает каждому взять горсть «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…» Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание^ помощь и т. д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать. Каждый совершает этот ритуал с каждым, и это является символом завершения отношений в тренинге. Вдохни и выдохни день… Эта настройка была придумана в 1998 году на тренинге «Инсайт» в городе Ярославле. «Вспомните, как в первый день вы вошли в этот зал, сели. Вспомните ритуал знакомства, занятия, которые были после знакомства… Затем вдохните этот день полностью, со всем его опытом, переживаниями, знаниями, и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было.Затем вспомните, как начинался второй день. Вспомните… (перечисляются все занятия, которые были проведены затренинговый день). Затем вдохните этот день и выдохните…» Этот текст ведущий читает в вышеуказанном содержании и перечисляет все дни, которые продолжался тренинг. «Сейчас вспомните, как начинался сегодняшний день тренинга. Вспомните все занятия, которые были, как вы недавно собирались на этот последний ритуал прощания, заходили в этот зал, как вы сели на то место, на котором сидите сейчас… Вспомните весь тренинг от начала до конца, вспомните всех тех людей, с которыми вы общались за это время, почувствуйте их присутствие в этом зале и затем вдохните этот тренинг со всеми знаниями, опытом, переживаниями, общением и выдохните с глубокой благодарностью за все, что было… Тренинг закончен. Впереди жизнь, которой и был посвящен этот тренинг. Я тебе благодарен… Этот завершающий ритуал совершается после того, когда все круги интеграции уже завершены. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что…» Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку. А теперь я хочу сказать… Этот завершающий ритуал аналогичен предыдущему. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «А теперь я хочу тебе сказать…» Во время ритуала мы рекомендуем включить медитативную фоновую музыку. Спираль Группа становится в круг, все берут друг друга за руки. Ведущий идет в центр круга по его внутренней стороне, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которой находится ведущий. Ведущий предлагает сделать вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяют «Тело группы» в единое целое. После этого участники группы отпускают руки и расходятся. Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.