Использование здоровьесберегающих технологий
в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Алешкина Алина Юрьевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
Моргаушского муниципального округа ЧР
Цель: обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Показать и раскрыть значение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ, познакомить с методикой проведения;
2. Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми разных возрастов;
3. Способствовать распространению педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий.
1.Разминка (приветствие) создание работоспособности. Поднимите руку….
§ Поднимите руку те, кто сегодня проснулся и посмотрел в зеркало.
§ А теперь поднимите руку те, кто сегодня проснулся, посмотрел в зеркало и улыбнулся себе.
§ Давайте теперь все улыбнемся и подарим друг - другу хорошее настроение.
2. «Ассоциация» с мячиком (здоровье). Узнать, как настроены участники, умение давать обратную связь.
Так как наша тема связана с самой главной жизненной ценностью – здоровьем, то предлагаю выполнить упражнение «Ассоциация» на слово здоровье. Что для вас является здоровье?
Для меня здоровье – это счастье (передавать мячик по кругу каждому). Каждый участник называет, что же для него значит слово здоровье.
В жизни главное – здоровье.
Согласитесь-ка друзья.
И к нему с большой любовью
Мы относимся всегда.
Расскажу вам по порядку,
Как здоровье сохранить.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Технологии, объединяющие педагогов, медиков, родителей и детей в сохранении, укреплении здоровья получили название «здоровьесберегающие». Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий:
· обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, и его укрепления;
· сформировать удетей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
· научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на:
· технологии сохранения и стимулирования здоровья;
· технологии обучения ЗОЖ;
· коррекционные технологии
- Хочу представить Вашему вниманию, те технологии, формы и методы, которые знакомы и используются Вами в работе с детьми, а также предлагаю рассмотреть те, которые, возможно, будут новыми для Вас.
Первая технология Технология В. Ф. Базарного
Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы - сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений.
Технологии В. Ф. Базарного:
Технология – «режим динамических поз», или вертикализация позы – т.е. смена позы детей. Дети находятся на ковриках, поддержания физической, психической активности умственной сферы. Способствует физическому развитию, улучшает обмен веществ, иммунную систему, ростовые размеры, идет развитие координации всех органов:
· зрительно-ручной моторики;
· телесно – координаторной;
· психоэмоциональной сферы.
Одно из направлений из технологии Базарного это развитие психоэмоциональной сферы- релаксация.
Релаксация Мы должны научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Такие упражнения очень нравится детям, потому что них есть элемент игры. Они быстро и с удовольствием учатся умению расслабляться. (Слайд 10)
- Предлагаю Вам сделать релаксирующее упражнение на снятие напряжения с шеи и мышц плечевого пояса «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
Следующая технология Су – Джок терапия
Метод Су- Джока – автор южно-корейский профессор Пак Чже Ву.
Су Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Су – это кисть, Джок – стопа. Большие пальцы рук и ног изображают голову. 2-й и 5-й пальцы- руки, 3-4 – проекция ног.
Достоинства терапии Су-Джок.
· Высокая эффективность. Эффект часто наступает через несколько минут.
· Абсолютная безопасность при применении стимуляции точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не приносит вред человеку.
· Универсальность – можно лечить любую часть тела, любой орган любой сустав.
Кончики пальцев и ладони необходимо массировать до стойкого ощущения тепла – это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.
- Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Этот маленький дружок
называется Су-Джок.
Я его в руках катаю,
Свои пальцы разминаю.
Будут пальчики сильней,
А головушка умней.
Пальчиковая игра «Ёжик». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затемна левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел.(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец).
Технология - Гимнастика для глаз
Одним из самых важных органов чувств, которыми нас наделила природа, являются глаза. Для того чтобы зрение не ухудшалось, нужно проводить гимнастику для глаз. В зависимости от того, какое зрение у ребенка, можно делать вывод о его развитии. Так как хорошо видеть окружающий мир также важно, как и слышать, чувствовать, и т.д. Каждый родитель стремится с малых лет обезопасить малыша от ухудшения зрения. Так как большую часть окружающей информации человек принимает именно через глаза. Для этого и существует здоровьесберегающая технология - гимнастика для глаз.
Технология - кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.
Использование упражнений кинезиологии позволяет: укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления, воображение.
Упражнение с педагогами:
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
Итог
- Уважаемые коллеги, я рассказала и показала Вам разнообразные методы и приёмы для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые оказывают положительное воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это самое главное.
В завершении я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А я хочу поблагодарить Вас за внимание и за работу.
Будьте всегда здоровы и счастливы! Я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!