На выбор темы методической разработки повлияло название первого раздела учебника по литературному чтению с говорящим заглавием «Делу время – потехе час». И я решила выяснить, знают ли мои ученики пословицы и поговорки, насколько интересна им эта тема.
По данным проведенного устного опроса, самыми любимыми предметами в школе у моих учеников оказались русский язык и литературное чтение. На этих уроках часто используются пословицы и поговорки. Они помогают глубже познакомиться с культурой народа, понять образ мыслей, жизнь людей, обогащают речь, делают ее образной, а человека – красноречивым, помогают быть мудрее. Многие из них являются откликом на исторические события, по ним можно изучать эпоху. Это наше культурное наследие, которым нужно дорожить. Зачем надо знать пословицы и поговорки? Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к своим близким, старшим, к родине. Мудрые пословицы и поговорки помогают оценивать свои поступки и действия других людей.
По моим наблюдениям, современные дети очень редко используют в речи пословицы и поговорки, и не всегда могут объяснить их значение.
Меня заинтересовал вопрос, как часто мои ученики употребляют в речи пословицы и поговорки?
Для того чтобы выяснить, употребляют ли мои ученики в своей речи пословицы и поговорки, я провела анкетирование. 1. Знаете ли вы пословицы поговорки? 2. От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки? (учителей, родителей или бабушек и дедушек). 3. Назови пословицы и поговорки, которые ты знаешь?
По первому вопросу из 25 детей моего класса 70% ответили, что знают пословицы и поговорки, 30% учащихся не дали ответа.
Больше всего пословиц и поговорок дети слышат от учителей (50%), от бабушек и дедушек (30%), от родителей (20%).
Дети смогли назвать следующие пословицы и поговорки: «Медведь на ухо наступил» «Куры денег не клюют» «Смотрит в книгу, а видит фигу» «Поспешишь – людей насмешишь» «Первый блин комом» «Повторенье – мать ученья» «Семь пятниц на неделе» «Не имей сто рублей – а имей сто друзей» «Один за всех, все за одного»
Из перечисленных детьми поговорок видно, что они, в основном, касаются описания качеств человека, а пословицы затрагивают темы друзей и учения.
По результатам анкетирования и в ходе наблюдения за ними во внеурочное время я пришла к выводу, что учащиеся моего класса мало используют пословицы и поговорки в своей речи.
В итоге у меня возникло желание объяснить детям, когда появились пословицы и поговорки, чем отличается пословица от поговорки, кто собирал пословицы и поговорки, и, в конце концов, как сделать так, чтобы у моих учеников появился интерес к пословицам и поговоркам, и они стали бы почаще употреблять их в речи в повседневной жизни.
Я решила это воплотить в своей работе «Пословицы и поговорки в жизни современных детей».
Цель – формирование у учащихся моего класса интереса к русским пословицам и поговоркам, обогащение их образной речи Задачи: - познакомить учащихся с историей появления пословиц и поговорок; - научить учащихся отличать пословицу от поговорки, структурировать пословицы и поговорки по тематике и смысловому разнообразию; - составить сборник русских пословиц и поговорок, часто употребляемых детьми в повседневной жизни.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия Учащиеся: - познакомятся с историей появления пословиц и поговорок; - научатся отличать пословицу от поговорки, структурировать пословицы и поговорки по тематике и смысловому разнообразию.
В итоге будет составлен сборник русских пословиц и поговорок, часто употребляемых детьми в повседневной жизни. Предполагается, что работа над созданием сборника вызовет у моих учеников интерес к русским пословицам и поговоркам, и они станут чаще употреблять их в своей речи, что будет способствовать обогащению образной речи детей.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора Воспитательное мероприятие проведено со всем классом, при этом для выполнения заданий дети распределялись на несколько подгрупп. Такая форма организации мероприятия способствует сплочению коллектива, а также формированию у учащихся умения принимать коллегиальные решения в ходе выполнения заданий.
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов Для достижения планируемых воспитательных результатов мы использовали методы обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (согласно классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина):
1. Объяснительно-иллюстративный метод предполагал использование различных средств для сообщения готовой информации, чтобы учащиеся восприняли информацию, осознали ее и зафиксировали ее в памяти. Сообщение информации осуществлялось с помощью устного слова (рассказ об истории появления пословиц и поговорок, об отличии пословицы от поговорки, объяснение правил выполнения заданий), печатных изданий (демонстрация книг и пособий по теме пословиц и поговорок), наглядных средств (демонстрация слайдов, предоставление иллюстративного материала по пословицам и поговоркам). Познавательная деятельность учащихся с использованием данного метода способствовала запоминанию готовых знаний о пословицах и поговорках.
2. Частично-поисковый метод предполагал выполнение учащимися практических заданий по пословицам и поговоркам по инструкции, при этом дидактический материал был подобран преподавателем. То есть, часть знаний о пословицах и поговорках была дана изначально, а часть – дети выполняли самостоятельно на основе своего опыта и полученных знаний. Деятельность преподавателя заключалась в руководстве процессом выполнения практических заданий.
3. Исследовательский метод предполагал творческое усвоение учащимися знаний о пословицах и поговорках путем создания сборника, в который были включены русские пословицы и поговорки, наиболее часто употребляемые детьми в повседневной жизни.
Основная часть Описание подготовки воспитательного мероприятия Подготовка воспитательного мероприятия включала в себя следующее: - разработка анкеты для учащихся с целью выяснения уровня знаний пословиц и поговорок и степени заинтересованности в получении информации по этой теме - повторение изученных ранее пословиц и поговорок - изучение информационных ресурсов по теме, сбор наиболее понятных для восприятия детьми пословиц и поговорок при участии родителей - подбор и оформление дидактических раздаточных материалов для выполнения практических заданий детьми - создание презентации по теме с целью демонстрации детям во время сообщения информации об истории появления пословиц и поговорок, об отличии пословицы от поговорки.
Описание проведения воспитательного мероприятия Воспитательное мероприятие было проведено во внеурочное время. Сначала сообщалась детям информация по теме с демонстрацией слайдов.
1. История появления пословиц и поговорок Пословицы и поговорки появились очень давно. Это чудо фольклора передавалось из уст в уста, из века в век. Пословицы и поговорки не придумывали специально, а брали из жизни, из наблюдений, поэтому они такие яркие и хорошо запоминаются.
Пословицы и поговорки появились впервые на Руси в 12 веке. Некоторые пословицы и поговорки встречаются в произведениях древних рукописей литературы, например, в «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве», которые мы изучали на уроках литературного чтения и русского языка.
Первые сборники русских пословиц и поговорок появились в России в конце 17 века.
В середине 19 века русские пословицы и поговорки стал собирать русский ученый и писатель Владимир Иванович Даль. В сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» имеется около 30000 пословиц и поговорок, поэтому этот сборник является самым значительным из всех сборников русских пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки были актуальны во все времена. Некоторые из них исчезают из употребления в речи, а некоторые остаются надолго в устах народа. Поэтому сборники пословиц и поговорок постоянно обновляются. Например, перед Великой отечественной войной М.А. Рыбникова выпустила сборник «Русские пословицы и поговорки», который потом несколько раз переиздавался.
Собиранием русских пословиц и поговорок занимаются и сегодня. Я нашла в детской библиотеке Большой словарь русских поговорок, составителями которого являются В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина. Этот сборник был издан в 2007 году.
2. Отличие пословиц от поговорок Владимир Даль написал: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Чем же отличается пословица от поговорки? Пословицы – это: - самостоятельное предложение с моралью, глубоким смыслом и выводом; - заповедь, которой должны следовать все; - коротенькая притча (учит, наставляет).
Пословица может состоять из двух частей. Например: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. С кем поведешься, от того и наберешься. Один в поле не воин. Говори, да не заговаривайся. Вся семья вместе, так и душа на месте.
Поговорка – это меткое красноречивое выражение (словосочетание), которое не составляет законченного высказывания. Она не содержит поучений и выводов, не делится на части, содержит иронию. Поговорки часто употребляются в составе предложений: Вернет деньги, когда рак на горе свистнет. Начальник сегодня рвет и мечет. В холодильнике у нас сегодня хоть шаром покати. Я в математике ни в зуб ногой. Поговорки легко заменить другими словами: «Остаться с носом» (остаться ни с чем) «Ни в зуб ногой» (ничего не понимает в этом) «Рвет и мечет» (злится, гневается) «Хоть шаром покати» (пусто) «Когда рак на горе свистнет» (никогда).
3. Тематика пословиц и поговорок Пословицы и поговорки можно разделить на группы: о Родине, о труде, об учении, о дружбе, о семье, о силе, храбрости и др. Например: О труде Хорош садовник – хорош и крыжовник. (Будешь хорошо ухаживать – вырастет и ягода хорошая) Маленькое дело лучше большого безделья. (Лучше сделать немного, чем совсем ничего) Терпение и труд все перетрут. (Не опускай руки, терпеливо иди к цели)
О Родине Где родился, там и пригодился. (Человеку лучше жить и работать в родных местах) С родной земли умри – не сходи. (Защищай Родину до конца) Родина – мать, умей за нее постоять. (Свою Родину надо защищать как мать)
Об учении и уме Кто думает, тот всегда додумается. (Если будешь думать – придет и решение) Ум хорошо, а два лучше. (При выработке решения полезно знать мнение и других людей) Есть терпение, будет и умение. (Научишься, если будешь терпелив) Поговорки создают яркие портреты людей: Метил в ворону, а попал в корову. (О неумелом) Смотрит в книгу, а видит фигу. (О рассеянности, невнимательности) У него денег куры не клюют. (О богатом)
Поговорки передают душевное состояние людей: Волосы на себе рвет. На стенку лезет. (Испытывает переживание, страх). Душа нараспашку. (Об открытом характере человека). Чужая душа потемки. (О скрытном человеке).
После получения информации дети распределялись на подгруппы для выполнения практических заданий. 1 задание «Собери пословицы и поговорки по картинкам» Каждая команда должна была собрать целую пословицу и/или поговорку из предложенных частей.
2 задание «Соотнеси пословицу и поговорку по теме» Каждой команде раздавались карточки, на которых были написаны пословицы и поговорки. Ребята должны были собрать пословицы и поговорки по определенным темам и выбрать к этой теме подходящую иллюстрацию.
3 задание «Найди начало и конец пословицы или поговорки» Каждая команда получала по одной карточке, на которой написаны пословицы или поговорки: слева – начало, справа – конец. Ребята должны были по очереди соединить стрелками начало и конец пословицы или поговорки.
4 задание «Определи значение пословицы или поговорки» Каждая команда получала по одной карточке, на которой написаны пословицы или поговорки: слева – пословица или поговорка, справа – значение. Ребята должны были соединить пословицу или поговорку с их значением.
5 задание «Нарисуй иллюстрацию к пословице или поговорке» Детям давали домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любой пословице или поговорке для создания сборника.
В конце работы был проведен опрос: 1. Интересно ли было вам узнать о новых пословицах и поговорках? 2. Какие пословицы и поговорки запомнились?
Результаты опроса показали, что у 95% детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Детям запомнились следующие пословицы и поговорки: Делу – время, потехе – час. Терпение и труд все перетрут. Сделал дело, гуляй смело. Кто не работает, тот не ест. Добро помни, а зло забывай. Доброе слово лечит, а злое калечит. Добро творить – себя веселить. Жизнь дана на добрые дела. Ученье – свет, а неученье – тьма. Знай больше, говори меньше. Утро вечера мудренее. Без наук, как без рук. Где родился, там и пригодился. Человек без Родины, что соловей без песни.
Результатом этой работы стал сборник «В мире пословиц и поговорок». В этом сборнике мы собрали пословицы и поговорки, часто употребляемые детьми в повседневной жизни.
Рекомендации В результате работы я выяснила, что моим ученикам понравилось работать с пословицами и поговорками. Мы составили иллюстрированный сборник пословиц и поговорок. Я думаю, что с помощью этого материала мои ученики быстрее овладеют культурно-историческими особенностями русской речи. Данный сборник можно использовать как на уроках литературного чтения и русского языка, так и во внеклассной работе.
Я надеюсь, что современные дети станут чаще употреблять в своей речи пословицы и поговорки, ведь знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться, а научившись – использовать.