Педагогическая копилка

Патриотическое воспитание через национальные традиции и ремесла

2024-08-18 13:00

Патриотическое воспитание через национальные традиции и ремесла в дошкольном возрасте

Трофимова Олеся Юрьевна, Ефимова Наталия Петровна

МБДОУ "Детский сад №6 "Сеспель" п. Вурнары ЧР


Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования патриотического воспитания у дошкольников через использование народного декоративно-прикладного искусства для передачи патриотического наследия от поколения к поколению. Далее описывается использование специфических методов в знакомстве детей с народным искусством, таких как вызов адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод и использование литературных и музыкальных образов, подчеркивается важность сотрудничества с родителями для успешной реализации патриотического воспитания.

Ключевые слова. Патриотизм, ремесло, искусство, духовность, нравственность, народность.

Одним из наиболее актуальных задач нашего времени является формирование патриотического воспитания у дошкольников. За последние годы в нашей стране произошли значительные изменения, особенно в сфере нравственных ценностей и отношения к нашей истории. У детей возникли искаженные представления о патриотизме, доброте и великодушии, а также изменилось отношение людей к своей родине. В современной жизни материальные ценности играют главную роль перед духовными ценностями. Тем не менее, сложности переходного периода не должны стать причиной остановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания является важным шагом на пути к возрождению России.

Патриотическое наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению через эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Изделия декоративно-прикладного искусства показывают детям богатство народной культуры, духовные идеалы, помогая им освоить обычаи, традиции, особенности жизни и быта, которые передаются от поколения к поколению. Это позволяет нашим детям почувствовать себя настоящей частью русского народа, испытать гордость за свою страну, которая так богата своими славными традициями. Изделия народных промыслов воплощают образы, близкие к жизненному опыту детей, благодаря их простоте и экспрессивности формы, доступности исполнительских техник и игровому характеру.

При знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством для дошкольников используются специфические методы.

Один из таких методов - вызов адекватных эмоций. Он направлен на возбуждение у детей определенных чувств, эмоций и настроения, соответствующих произведениям, которые они видят.

Второй метод - тактильно-чувственный. Благодаря ему дети проявляют больше интереса к рассмотрению изделий народных мастеров, высказывают свое мнение о них и даже стараются создавать красивые вещи своими руками. Этот метод активизирует чувства детей при непосредственном контакте с материалом, позволяя им почувствовать его тепло.

Третий метод - «оживление» детских эмоций с помощью литературных искусств. Суть этого метода заключается в использовании специально подобранных литературных и музыкальных образов для активизации эмоциональной памяти детей.

Конечно, не стоит забывать и о методе музыкального сопровождения. Он предполагает, что при знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства звучит соответствующая музыка, чтобы одновременно воздействовать на зрительное и слуховое восприятие.

Вся деятельность осуществляется в трех направлениях:

Первое направление – это знакомство детей с определенным видом народного декоративного искусства. Воспитание у детей эмоционального восприятия: развитие способности видеть, наслаждаться и восхищаться красотой изделий народного творчества.

Второе направление - обучение декоративному рисованию и лепке на основе оригинальных изделий народного искусства. Приобретение навыков декоративной живописи и лепки в стиле народных промыслов.

Третье направление - развитие умения выделять особенности каждого вида декоративного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, развитие творческих способностей ребенка и формирование декоративного творчества. Умение создавать узоры на различных формах.

Для достижения результатов в знакомстве детей с народным декоративным искусством важное значение имеет сотрудничество с родителями. Необходимо обеспечить их активное участие в процессе знакомства с народным творчеством. Для этого используются разнообразные формы работы, такие как выступления на родительских собраниях, консультации, организация совместного досуга и конкурсы народного декоративного искусства.

Выставки, создание коллекций, изготовление поделок в подарок мамам или папам и вносимые изменения в дизайн группы или детского сада вызывают у детей гордость за свои достижения. Родители видят результаты и радуются им вместе с детьми.

Для успешной реализации данного направления необходимо создать увлекательную и познавательную образовательную среду, которая бы стимулировала интерес ребенка к национальным традициям и ремеслам. Организация разнообразных занятий, мастер-классов, выставок и конкурсов позволяет увлекательно и эффективно привлечь детей к изучению и практике национальных ремесел.

Таким образом, патриотическое воспитание через национальные традиции и ремесла в дошкольном возрасте является важной составляющей формирования патриотического сознания и любви к Родине. Оно помогает развить у детей понимание и уважение к своей стране, ее культурным традициям и достижениям. Использование национальных традиций и ремесел в воспитательной и образовательной работе позволяет сделать процесс развития детей интересным, эмоционально насыщенным и эффективным.