Педагогическая копилка

Роль сказок в формировании безопасного поведения детей

Роль сказок в формировании безопасного поведения детей

Кириллова Екатерина Анатольевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №118» г. Чебоксары


Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А. Сухомлинский.

Детство человека тесно связано со сказками. они имеют в жизни ребёнка огромное значение. Сказки не только развивают эмоциональную сферу, диалогическую речь, но и учат находчивости, смекалке, сообразительности, добру, благородству, честности, состраданию, сочувствию. Сказки развивают память, воображение, помогают победить страхи. Играют важную роль в становлении личности ребёнка, в формировании его поведения. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказки формируют представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, знакомят с опасными ситуациями, позволяют увидеть, к чему приводит нарушение правил.

Какова роль сказок в формировании безопасного поведения детей? Давайте разберемся.
Вспомним всем известные сказки «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», дети с интересом их слушают. Не задавались вопросом: «Почему сказки для маленького ребенка так плохо заканчиваются?» На самом деле самые первые сказки в жизни малыша похожи на страшилки. Но, если заглянуть немного глубже в суть, то окажется, что эти страшилки вовсе не для детей. Они написаны для взрослых. Взрослым в сказках и объясняется, что случится с ребенком, если его оставить одного на краю, «положить на окошко простудиться» или если он убежит в незнакомое для него место. Русские народные сказки предостерегают родителей о последствиях, причем именно в той форме, которую с легкостью воспринимает подсознание. Сказки о безопасности – это своего рода инструкция к действию.

У маленьких детей воображение еще не развито, поэтому младенец все равно не поймет, что колобок погиб, а козлят съели. Маленькому ребенку еще все равно, что именно говорит взрослый, в данный момент развития его интересует само звучание речи, голос и интонации. Но и интонации можно менять. Можно говорить ласково и нежно, а можно грубо и зловеще. Благодаря интонациям ребенок может понимать, что происходит что-то не то. В русских народных сказках всегда есть инструкция о том, что можно сделать, а чего делать нельзя. И малыш усваивает эти правила с молоком матери.

А ведь в сказке все сказано и все очень подробно объясняется. Задача родителей состоит в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах. Малыши копируют поведение родителей. Вы можете показать свое отношение к беспечным поступкам колобка. Помните, что осуждать можно только поведение главного героя, которое привело к печальным последствиям!

Чтобы польза от сказок была максимальной, обязательно необходимо комментировать их. Простое «ай-ай-ай» уже покажет Ваше отношение к проступку колобка. Задавайте вопросы по сказке: «Как ты думаешь, почему колобок убежал? Можно ли убегать одному? Кто обхитрил Колобка?» и т. д.

Подведите итоги после прочтения сказки: «Наша Маша молодец. Они никогда не убегает одна». При последующих прочтениях сказки нужно будет вызвать у ребенка недоверчивость к чужим речам, предупредив его о возможных опасностях. Также не нужно сразу лишать сказку волшебства и приводить печальнее примеры из реальной жизни. Этому ребенок научится чуть позже, когда подрастет.

Можно поиграть в Колобка или Теремок, а в конце заменить традиционную концовку на ту, что колобка не съест лиса, а он убежит от нее. Или ребенок может спастись из развалившегося дома, который раздавил медведь. В процессе таких игр ребенок должен усвоить, что уходить и разговаривать с незнакомцами нельзя, а в случае опасности нужно убегать.

Чтобы детки лучше запоминали правила поведения, перед прочтением очередной сказки нужно определить, какие полезные уроки ребенок может получить. Сказки лучше рассказывать, а не читать. Пересказ своими словами более доверительный и теплый. Обязательно выражайте свое отношение к поведению тех или иных героев. Вы можете осуждать их поступки или наоборот восхищаться. Задавайте вопросы, при этом необязательно ждать, что ребенок ответит на них. Вопрос подчеркивает главное, он заставляет задумываться.

Сказки о безопасности – это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит малыша обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться.

Вот некоторые сказки, которые Вы можете прочитать и обсудить со своими детками:
«Гуси-лебеди». Ребенок научиться быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.
«Кот, петух и лиса». Если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.
«Волк и семеро козлят» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации. Нужно лишь хорошенько подумать.
«Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» поможет понять малышу, что во время неприятностей нельзя падать духом, нужно искать причину неудач и устранить ее.

Читайте с ребенком сказки, учите его жизни ненавязчиво и интересно!