Педагогическая копилка

Конспект экскурсии - похода с детьми компенсирующей направленности

2024-01-24 16:31

Конспект экскурсии - похода с детьми компенсирующей направленности

«Дорогою добра» с детьми с ОНР

Владимирова Светлана Анатольевна, Царева Алина Сергеевна

Воспитатели МБДОУ "Детский сад №128" г. Чебоксары


Коррекционно - образовательные цели. Закреплять и систематизировать знание детей о зимующих птицах, упражнять в различении их по внешнему виду, голосу, повадкам. Формировать представление детей о добывании пищи зимующими птицами. Расширять, уточнять и актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы». Совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащать двигательный опыт детей.

Коррекционно - развивающие цели. Развивать связную речь, все виды восприятия внимания, памяти, силу ног, способность к длительным пешим прогулкам. Корректировать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные цели. Воспитывать сочувствие, сопереживание, любовь по отношению к зимующим птицам, желание заботится, охранять их и бережно относится к ним.

Оборудование. Кормушки, лакомство для птиц в виде сердечек и шариков, семена подсолнуха, пшено, овес, крошки хлеба, кусочек несолёного сала, ягоды рябины.

Предварительная работа. Совместное изготовление с родителями и детьми кормушек и «Вкусных лакомств» для пернатых друзей. Вывешивание совместно с родителями кормушек для птиц в парке и на территории прогулочного участка. Ежедневное кормление и наблюдение за зимующими птицами на кормушке детского сада. Занятие на тему «Зимующие птицы». Дидактические картинки из серии «Зимующие птицы». Бубен, мяч. Картинки - схемы «Следы птиц на снегу». Загадывание загадок о зимующих птицах. Разучивание пальчиковой гимнастики «Кормушка». План - схема туристического маршрута. Чтение сказки для детей «Синичкин календарь» Виталия Бианки, «Сказка о зимующих и перелетных птицах» Надежды Николаевой.

Ход занятия
Организационный момент

Воспитатель. Ребята послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?
Воспитатель читает стихотворение.
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под собой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.

Дети высказывают предположение. Воспитатель подводит к выводу, что сегодня мы побеседуем о зимующих птицах.

Воспитатель. Правильно ребята. Мы сегодня поговорим с вами о птицах, да не простых, а тех, которые остаются с нами зимовать. Как их называют?
Дети. Зимующие птицы.
Воспитатель. Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети. Воробей, снегирь, синица, голубь, ворона, сорока, свиристель.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему эти птицы не улетают в теплые страны?
Дети высказывают предложения

Воспитатель. У них есть свои секреты, как пережить зиму. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Самое страшное для птиц - не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под перышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. Если им не помочь, они могут погибнуть.

Воспитатель. Ребята, а как мы можем помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Дети. Сделать кормушки, развесить их на улице, ежедневно насыпать в них корм.
Воспитатель. А каким угощением мы можем порадовать пернатых гостей?
Дети отвечают, педагог им помогает. Воробьи клюют пшено, овес, крошки хлеба. Синицы кроме семян, очень любят сырое несолёное сало. Вороны - всеядные птицы. Снегири и свиристели очень любят спелые ягоды рябины, ягоды боярышника, калины. Голуби пшено и хлебные крошки.
Воспитатель. Недавно мы с вами приготовили вкусный сюрприз для наших пернатых друзей в виде сердечек обсыпанных пшеном, семенами подсолнуха и ягод рябины. Давайте сегодня сходим с вами в парк и порадуем наших друзей этим лакомством.

· ХОД ЭКСКУРСИИ – ПОХОДА
Дети соглашаются, одеваются и под руководством педагогов в сопровождении родителей отправляются на экскурсию в ближайшую аллею искусств.

· АКЦИЯ «ПОДАРОК ПЕРНАТЫМ ДРУЗЬЯМ»
Прибыв на место, педагоги вместе с детьми при активной помощи родителей развешивают кормушки и угощения в виде сердечек и шариков. Засыпают в кормушки заранее приготовленный корм для пернатых друзей. Затем все отходят на некоторое расстояние и наблюдают за тем, как пичуги слетаются на угощение.

· НАБЛЮДЕНИЕ – БЕСЕДА «НА КОРМУШКЕ»
Воспитатель проводит с детьми наблюдение - беседу, рассматривает прилетевших на кормушку птиц, задает вопросы.

Воспитатель. Как выглядит воробей? (это маленькая бойкая птичка).
Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (у него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами). А какие хвост и крылья? (хвост темно бурый, крылышки тоже темно- бурые, украшенные рыжеватой каймой). А голова, какого цвета? (серая). Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (потому что они всегда летают стайкой). Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и прилетевшую синичку. Что у них общего? (остались зимовать, держаться по одиночке). Чем отличается воробей от синички? (у синицы клюв тонкий - это птица насекомоядная; у воробьев клюв толстый - птица зерноядная; а еще опереньем, поведением). Как ведут себя эти птицы на кормушке? (воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирают его друг у друга, клюют с жадностью; синички соблюдают очередность, улетают с кормом, расклёвывают его, прижав лапкой, сидя на ветке). Приносят ли пользу эти птицы? (синицы очень полезны нашим лесам, даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатым патрулем леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать). А какие птицы чаще всего встречаются в городе? (голуби). Чем отличается голубь от воробья и синицы? (размером, окраской оперенья, повадками: голубь семенит, а воробей прыгает). Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень легко приручается, быстро привязывается к человеку. Но у голубя есть и другое качество - он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях.

Воспитатель показывает дидактические картинки снегиря и свиристели (если не удалось встретить этих птицу в природе). Как выглядит снегирь? (у самца снегиря спинка синевато- серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко красная. Самочка окрашена скромнее - грудка у нее не алая, а темно серая). Как выглядит свиристель? (оперенье у нее нарядное, розовато - коричневого цвета, более светлое на груди и брюшке и темное на спине; голову свиристели украшают задорные серебристо - розовые хохолки, а на крыльях, словно нарисованные ярко- красным карандашом, розовые полоски).

Воспитатель предлагает детям сравнить снегиря и свиристель (если удастся встретить этих птиц в парке). Что у них общего? (строение: это птицы пролетные, т.е. перемещаются с одного места на другое на недалёкое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха; яркое оперенье; они жители севера; любят ягоды рябины). Чем отличается свиристель от снегиря? (размером: снегирь чуть больше воробья, а свиристель - размером со скворца, имеет хохолок, окраской оперенья). Видим ли мы этих птиц на кормушке? Почему? (этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника). Знаете ли вы как ведут себя снегири и свиристели? (снегири - птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины. Свиристели - веселые, быстрые, шустрые, торопливые, пугливые; налетают большими стаями на рябину, облепляют ее, жадно и торопливо клюют ягоды рябины, словно соревнуясь друг с другом).

Далее воспитатель обращает внимание на следы на снегу, задает вопросы.

· ИГРА «СЛЕДЫ НА СНЕГУ»
Воспитатель. Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц? Что такое след?(отпечаток оставшийся на снегу).

Воспитатель раздает детям карточки с нарисованными следами птиц и просит определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобное на снегу, спрашивает: как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу?
Дети. Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.
Воспитатель. Правильно ребята. Какие вы внимательные следопыты. А я еще хочу проверить, сможете - ли вы узнать птицу по голосу?
Дети. Да!
Воспитатель. Сейчас мы это проверим.

· ИГРА «УГАДАЙ, КАКАЯ ПТИЦА ПОЕТ?»
Воспитатель произносит звуки птичьей песенки и предлагает угадать, какая птичка благодарит ребят за заботу, доброту.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.
Воробьи чирикают как… (чик-чирик).
Синица тенькает (тень-тень).
Голубь гулит (гру-гру).
Ворона каркает (кар- кар).
Сорока стрекочет, трещит (ча-ча-ча).
Снегирь свистит (как флейта нежно, грустно).
Свиристель свистит (свири- свири- свири).
Воспитатель. Какие вы молодцы, на все вопросы правильно ответили. Ребята, а вы хотите еще поиграть?
Дети соглашаются.

· ИГРА С МЯЧЕМ «КОГО, ЧЕМ УГОСТИМ?»
Воробья (крошками, пшеном, семенами).
Синицу (семенами, салом).
Снегиря (рябиной).
Голубя (пшеном, хлебными крошками).
Свиристель (семечками).

· ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ «ПТИЦЫ»
Дети бегут по кругу, делая взмахи руками («птица летает»). Если воспитатель ударяет в бубен, дети приседают и стучат пальцами по земле («птицы клюют зернышки»). Если воспитатель звенит бубенчиками, дети слегка приседают и отводят руки назад («птица отдыхает»).

Воспитатель. Ну что ж ребята пора нам возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашими пернатыми друзьями и вспомним, для чего мы с вами приходили сегодня в парк?
Дети. Для того чтобы развесить кормушки, порадовать наших пернатых друзей вкусным лакомством. Зимой для зимующих птиц наступает тяжелое время. Если им не помочь, они могут погибнуть.
Воспитатель. Правильно ребята! Зимующие птицы прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям, чтобы они радовали нас своим щебетанием. Дети в сопровождении родителей и под руководством педагогов возвращаются в группу.