Педагогическая копилка

Игры-эстафеты как средство воспитания волевых качеств детей дошкольного возраста

2024-09-10 16:00

Игры-эстафеты как средство воспитания волевых качеств детей дошкольного возраста

Краснова Светлана Петровна, Кольцова Галина Анатольевна

МБДОУ «Батыревский детский сад «Василек»


Физическое воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время направлено, в первую очередь, на охрану и укрепление здоровья, повышения защитных сил организма, воспитанию стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость) формированию культуры здоровья.

Дошкольный возраст - возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Как отмечают исследователи, управление собственным телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля над самим собой, - ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю над положением своего тела на основании мышечных ощущений

Развитие воли начинается с первыми сознательно направленными, произвольными действиями, а произвольное поведение развивается с формированием инициативности - самостоятельности ребенка в выборе действия, принятии решения, которое дает ему возможность почувствовать себя источником действия, и осознанности - способности понимать смысл своей деятельности и ситуации, в которой происходит эта деятельность. Постепенно развивается способность ставить перед собой более сложные

Основой системы физического воспитания в дошкольных образовательных организациях остается двигательный режим, как совокупность разных способов и организаций форм работы с детьми. Очень эффективной формой работы и важным средством физического воспитания являются игры-эстафеты.

Игры-эстафеты достаточно важны для всестороннего развития ребенка. Ценность их не только в том, что они развивают движения детей, но и в том, что побуждают малышей быть волевыми, активными, деятельными, раздумывать, добиваться успеха. Благодаря играм-эстафетам весь организм ребенка втягивается в работу, у него улучшается пищеварение, становится глубже дыхание, укрепляется нервная система, воспитываются такие черты характера как воля, дисциплинированность, сдержанность и тому подобное.

Процесс воспитания волевых качеств детей дошкольного возраста будет проходит более эффективно, если:
1) использовать игры-эстафеты в различных видах деятельности детей дошкольного возраста, способствующие развитию их волевых качеств;
2) учитывать возрастные особенности развития волевых качеств детей.

Игры – эстафеты, которые принадлежат к группе несюжетных подвижных игр с правилами и являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, так как ориентируются их на достижения определенной цели. Игры-эстафеты эффективно влияют на развитие таких свойств ловкости, как согласованность (координация)движений, точность, быстрота, находчивость, способствуют развитию функции равновесия.

Все игры-эстафеты составляются из движений, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», то есть выполнение их вполне доступно и интересно детям. Вместе с тем часто меняющееся расположение препятствий в играх, смена способов выполнения игровых заданий, введение дополнительных движений повышают интерес детей, стимулируют проявление различных свойств ловкости.

Детей увлекает разнообразие движений в одной игре - пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, вспрыгнуть и спрыгнуть с ящика, их соревновательный характер. В процессе игр-эстафет совершенствуются основные движения, ребенок овладевает новыми двигательными навыками и некоторыми знаниями. У него возникает возможность самостоятельного их применения в игровой и жизненной ситуации.

Особое внимание уделяется использованию игр-эстафет на свежем воздухе. При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Проведение игр-эстафет на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.

Игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей двигательным навыкам и при формировании у них физических качеств. И поэтому их необходимо шире включать в занятия и досуг детей. Развитие волевых качеств в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы.

В дошкольном возрасте у детей формируются произвольные действия и волевые качества, играющие важную роль в становлении личности. В различных видах деятельности дети дошкольного возраста начинают выделять цели, подчиняя им свои действия, такое развитие целеустремленности требует исследования возможностей ее проявления для выработки системы педагогического воздействия, направленной на эффективное формирование у дошкольников целеустремленного поведения.