Знакомство с народным творчеством, через народную игрушку
Сегадетдинова Вероника Сергеевна, Захарова Татьяна Владимировна
МБДОУ «Детский сад №85» г. Чебоксары
Важнейшей задачей развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками предшествующих поколений.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, всех специалистов детского сада и родителей. Повышению эффективности деятельности ДОУ, уровня методического и профессионального мастерства педагогов, апробации инновационных технологий способствуют активные формы работы, которые действительно помогают раскрыть творческие способности педагогов и в то же время сплотить коллектив единомышленников в содружестве с родителями: смотры-конкурсы, недели творчества, теоретические и практические семинары, конференции. Ведь, прежде чем что-то передать детям, необходимо напитаться теми духовными ценностями, которыми так богата Россия; сохранять русскую культуру и все то, что делает нас россиянами.
Важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.
Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.
В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги и родители, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с детьми.
Кукла сделанная своими руками, такую не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.
Народная лоскутная кукла – это не просто предмет искусства, но и уникальный инструмент для работы с детьми дошкольного возраста. Она имеет множество возможностей для развития, воспитания и обучения.
1.Развитие моторики: работа с тканью, лоскутками, нитками помогает развивать мелкую моторику рук у детей. Процесс создания куклы требует аккуратности и внимательности.
2.Творческое самовыражение: дети могут проявить свою фантазию, создавая собственные варианты кукол, выбирая цвета, формы и детали. Это способствует развитию творческих способностей.
3.Обучение традициям: изучение истории лоскутной куклы позволяет детям познакомиться с культурными традициями своего народа, узнать о том, как жили их предки и какие обычаи существовали.
4.Укрепление эмоционального фона: процесс изготовления лоскутной куклы может быть увлекательным и расслабляющим, что помогает создать позитивную атмосферу в группе.
5.Взаимодействие в группе: совместное создание кукол может стать отличной основой для командной работы, что способствует развитию коммуникабельности и умения работать в коллективе.
Работа с народной лоскутной куклой не только обогащает детский опыт, но и способствует всестороннему развитию личности, формируя умения, которые пригодятся детям в будущем.
Поддерживать интерес у детей к познанию жизни своих предков, помогут созданные в ДОО мини-музей «Мир Народной куклы» и мастерская-студия «Волшебный лоскуток» изготовление тряпичных кукол. В музее дети знакомиться с историей народной куклы, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В мастерской - студии дети под руководством педагога изготавливают кукол своими руками. Издавна самой любимой игрушкой была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу передает своей дочке. К куклам относились бережно. Даже дети никогда не разбрасывали их по дому, не оставляли на улице после игры.
Те куклы, которые мы делаем, потом используем в театрализованных представлениях, народных подвижных играх, потешках, закличках, загадках. Тем самым помогаем глубже понять культурные корни и ценности, сохраняя народные обычаи для новых поколений.
Вот несколько игр, которые применяем:
Игра «Вышли зайки на лужок» - групповая игра малой подвижности с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик».
Эту игру проводят с группой детей у каждого надет на пальчик зайчик. Ребята стоят в кругу, в середине находится водящий-волк.
Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок. (все дети выставляют вперед руку с зайчиком)
Пляшут, скачут, веселятся, злого волка не бояться! (дети покачивают рукой, заставляя зайчиков «танцевать»)
Берегись, лесной народ! На охоту волк идёт.
После этих слов волк-водящий старается поймать, осалить руку с зайчиком. А все игроки стараются спрятать руку с зайками за спину. Но держать руки за спиной все время нельзя – не по правилам. Как только волк поймает зайчика, они меняются ролями.
Игра «Ручеек» с куклой веснянкой
Играющие встают друг за другом парами, мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой в руках кукла «Веснянка». Из сцепленных рук получается длинный коридор -"ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку "ручейка" и произносит такие слова:
Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй, миленький дружок.
Можно с вами поиграть?
Дети стоящие в колонне отвечают:
Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!
После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка", куклу уносят с собой. "Ручеек должен двигаться быстро.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, всех специалистов детского сада и родителей. Повышению эффективности деятельности ДОУ, уровня методического и профессионального мастерства педагогов, апробации инновационных технологий способствуют активные формы работы, которые действительно помогают раскрыть творческие способности педагогов и в то же время сплотить коллектив единомышленников в содружестве с родителями: смотры-конкурсы, недели творчества, теоретические и практические семинары, конференции. Ведь, прежде чем что-то передать детям, необходимо напитаться теми духовными ценностями, которыми так богата Россия; сохранять русскую культуру и все то, что делает нас россиянами.
Важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.
Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.
В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги и родители, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с детьми.
Кукла сделанная своими руками, такую не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.
Народная лоскутная кукла – это не просто предмет искусства, но и уникальный инструмент для работы с детьми дошкольного возраста. Она имеет множество возможностей для развития, воспитания и обучения.
1.Развитие моторики: работа с тканью, лоскутками, нитками помогает развивать мелкую моторику рук у детей. Процесс создания куклы требует аккуратности и внимательности.
2.Творческое самовыражение: дети могут проявить свою фантазию, создавая собственные варианты кукол, выбирая цвета, формы и детали. Это способствует развитию творческих способностей.
3.Обучение традициям: изучение истории лоскутной куклы позволяет детям познакомиться с культурными традициями своего народа, узнать о том, как жили их предки и какие обычаи существовали.
4.Укрепление эмоционального фона: процесс изготовления лоскутной куклы может быть увлекательным и расслабляющим, что помогает создать позитивную атмосферу в группе.
5.Взаимодействие в группе: совместное создание кукол может стать отличной основой для командной работы, что способствует развитию коммуникабельности и умения работать в коллективе.
Работа с народной лоскутной куклой не только обогащает детский опыт, но и способствует всестороннему развитию личности, формируя умения, которые пригодятся детям в будущем.
Поддерживать интерес у детей к познанию жизни своих предков, помогут созданные в ДОО мини-музей «Мир Народной куклы» и мастерская-студия «Волшебный лоскуток» изготовление тряпичных кукол. В музее дети знакомиться с историей народной куклы, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В мастерской - студии дети под руководством педагога изготавливают кукол своими руками. Издавна самой любимой игрушкой была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу передает своей дочке. К куклам относились бережно. Даже дети никогда не разбрасывали их по дому, не оставляли на улице после игры.
Те куклы, которые мы делаем, потом используем в театрализованных представлениях, народных подвижных играх, потешках, закличках, загадках. Тем самым помогаем глубже понять культурные корни и ценности, сохраняя народные обычаи для новых поколений.
Вот несколько игр, которые применяем:
Игра «Вышли зайки на лужок» - групповая игра малой подвижности с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик».
Эту игру проводят с группой детей у каждого надет на пальчик зайчик. Ребята стоят в кругу, в середине находится водящий-волк.
Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок. (все дети выставляют вперед руку с зайчиком)
Пляшут, скачут, веселятся, злого волка не бояться! (дети покачивают рукой, заставляя зайчиков «танцевать»)
Берегись, лесной народ! На охоту волк идёт.
После этих слов волк-водящий старается поймать, осалить руку с зайчиком. А все игроки стараются спрятать руку с зайками за спину. Но держать руки за спиной все время нельзя – не по правилам. Как только волк поймает зайчика, они меняются ролями.
Игра «Ручеек» с куклой веснянкой
Играющие встают друг за другом парами, мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой в руках кукла «Веснянка». Из сцепленных рук получается длинный коридор -"ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку "ручейка" и произносит такие слова:
Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй, миленький дружок.
Можно с вами поиграть?
Дети стоящие в колонне отвечают:
Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!
После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка", куклу уносят с собой. "Ручеек должен двигаться быстро.