Педагогическая копилка

Обучение русскоязычных детей чувашскому языку посредством чувашского детского игрового фольклора

«Обучение русскоязычных детей чувашскому языку посредством чувашского детского игрового фольклора»


Миронова Алёна Витальевна


Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 125 «Дубок» г. Чебоксары


Концепции развития личности ребенка и региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни и в дошкольный период.

Период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Приобщение дошкольников к национальным традициям в ДОУ будет эффективным, если соблюдаются следующие условия:

· реализовано продуктивное взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель» в процессе приобщения детей к национальным традициям;

· организован процесс ознакомления с родной культурой в комплексе занятий, совместной и самостоятельной деятельности, играх.

Для обучения русскоязычных детей чувашскому языку посредством чувашского детского игрового фольклора воспитателями используется ряд методических пособий:

-Антонова, З.С. Пӗрле выляр-ха /З.С. Антонова, З.Н. Портнова. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1992.-136 с.

-Кожанова М.Б. Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента образования. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2005. – 120 с.

-Махалова И. В., Николаева Е. И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. Учебно-методическое пособие. - Чебоксары, 2003.

-Махалова И.В., Николаева Е.И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Учебно-методическое пособие. - Чебоксары,

-Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в чувашской Республике. / Сост. Р.Б. Кузьмина, М.А. Капустина. – Чебоксары: «КЛИО», 1998.

-Праздники на земле Улыпа. / под ред. Кузьминой Р. Б.

-Çӑлкуç. Родник: хрестоматия. -Чебоксары: ЧРИО, 2006.

-Ягодова Л.Г., Махалова И.В. Чувашские детские игры. Методическое пособие. Чебоксары, 2005.



В старшей группе, где я работаю, всего 25 детей, которые разговаривают на русском языке. Среди них 12 детей, родители которых владеют и общаются на чувашском языке. Эти дети в своих семьях слышат чувашскую речь. Задача воспитателей детского сада: познакомить детей с правильной литературной речью, формированию интереса к слову, его смысловой и звуковой стороне, развитию речевого творчества в процессе ос воения разных способов словообразования.

В нашем детском саду ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка. Это кружковая образовательная деятельность по 1 занятию в неделю, беседы, народные подвижные игры, дидактические игры, экскурсии, индивидуальная работа через использование чувашского детского игрового фольклора.

В группах младшего и старшего дошкольного возраста оформлены уголки чувашского краеведения.

Мой личный опыт воспитания дошкольников в национальных традициях чувашской культуры состоит в двигательной деятельности детей через подвижные игры, которые не только укрепляют здоровье воспитанников, но также приобщают к традициям чувашского народа, способствуют усвоению духовного богатства народа, уважению национальной культуры.

В содержание области «Познавательное развитие» и области «Речевое развитие» в части, формируемой участниками образовательного процесса, включаю чувашскую речь, использую краеведческий материал и произведения национальной культуры: картины, репродукции чувашских художников, песни, музыку, фольклор, слайды и др.

Считалки, скороговорки, жеребьевки, зачины к народным подвижным играм я разучиваю с детьми на чувашском языке, что делает процесс игры более интересным и увлекательным. Игры сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. Мы включаем их в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности, готовят подрастающее поколение к практической трудовой деятельности.

В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Разучивая народные песни, стихи, танцы, активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа, узнают много нового о своей Родине, природе, о людях. Это расширяет их кругозор в области этнической культуры. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. В апреле традиционно в нашем детском саду проходит Неделя чувашской культуры (в соответствии с тематическим планированием ДОУ и календарными планами на месяц возрастных групп). Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию, а также формированию навыков гостеприимства (чăваш тараватлăхĕ – чувашское гостеприимство) на основе чувашских традиций и обычаев.