Педагогическая копилка

Формирование функциональной грамотности на уроках чтения в начальных классах

Формирование функциональной грамотности

на уроках чтения в начальных классах

Комарова Олеся Олеговна

МБОУ "Кугесьский лицей"

Аннотация: в статье упоминается, что на данном этапе реализации образовательных программ функциональная грамотность упоминается во Федеральному государственном образовательном стандарте основного общего образования. С опорой на данный документ авторы понимают это как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, мета предметных и универсальных способов деятельности. Данная способность развивается и в рамках основных предметов начальной школы.

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в мета предметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает что человек развивает свою функциональную грамотность в течение всей жизни.

По ФГОС нового поколения, функциональная грамотность включает 6 компонентов: математическую грамотность, естественную грамотность, финансовую грамотность, читательскую грамотность, глобальные компетенции (коммуникативные навыки и не только), креативное мышление.

В рамках уроков литературного чтения показателями развития функциональной грамотности можно считать сформированность следующих умений: ‒ применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и от- боре информации; ‒ анализировать и систематизировать информацию; ‒ находить необходимые аргументы, сравнивать их, определять подтверждающие или опровергающие факты; ‒ самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; ‒ оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.

Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.
1. Работа с текстом до прочтения. Сюда можно отнести анализ структуры текста, его названия, определение его типа.
2. Работа с текстом: смысловое чтение, анализ содержания текста, смысловое чтение, беседа по тексту, чтение текста про себя с вопросами.
3. Работа после прочтения: пересказ текста, составление структуры текста, формирование вопросов к тексту, смысловая беседа, выполнение творческих заданий по тексту (сценка из рассказа, иллюстрация к эпизоду и т.д.)

Таким образом, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

Иными словами, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.