Занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники
2024-03-26 13:00
Занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники
Иванова Светлана Николаевна
МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского МО ЧР
Задачи: Образовательные: - Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны, перелетными птицами. - Формировать умение детей воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, при помощи метода моделирования.
Развивающие: - Развивать связную речь: умение интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы знакомой сказки в процессе пересказа. - Развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику. - Закрепить умение называть характерные признаки внешнего вида сказочных персонажей. - Активизировать в речи слова и выражения: перелетная птица, скворец, скворушка, скворечник.
Воспитательные: - Воспитывать интерес к сказкам, любознательность. Воспитывать чувства доброты и любви к птицам.
Оборудование: Фигурки животных из настольного театра «Теремок»; мнемотаблица по сказке «Теремок»; диск с записью птичьих голосов; белые листы размером А4, кружочки разного цвета и величины на каждого ребенка.
1. Организационный момент «Минутка дружбы»
Воспитатель: Ребята, предлагаю становиться в кружок (дети становятся в круг, держатся за руки.) Вот ладошка, вот ладошка. Подружи со мной немножко. Мы ребята дружные, Дружные, послушные. (Дети проговаривают слова вместе с воспитателем) Ребята, какое у нас сегодня замечательное утро. Посмотрите в окно. (Рассказывает стихотворение Светланы Сахаровой). Утром солнышко проснулось Потянулось, улыбнулось Стало солнце припекать, И вокруг все согревать. Начал таять вдруг снежок, Превратился в ручеек. Какое время года наступило? (Весна)
Звучит фонограмма птичьих голосов. Воспитатель: Ребята, что вы слышите? (Птицы поют.) Как поют птицы? (радостно, весело, громко). Птицы радуются, что закончилась долгая зима, и они вернулись из теплых стран. Дети садятся на стульчики.
2. Сюрпризный момент. В групповую комнату «влетает» птица.
Воспитатель: «Посмотрите-ка, у нас гость. Это перелетная птица – скворец. (Дети повторяют). Здравствуй, скворушка. Что тебя к нам привело? Скворец приветствует детей. Скворец: - Я прилетел из далёких стран, через моря и океаны, через сказочные страны. Прилетел в вашу группу не случайно. На своих крыльях я принес мешочек с заколдованной сказкой, который мне передали из страны Сказок. Воспитатель: -Давайте посмотрим, что там. (Вытаскивает разноцветные бусинки и раздаёт детям). В этих бусинках спрятаны сказочные герои. Повесьте эти необычные бусинки себе на шею. Тут ещё имеются герои сказок. А давайте узнаем, из какой сказки эти персонажи?
Воспитатель выставляет на стол фигурки животных, изображающие персонажей данной сказки. По ходу выставления фигурок, дети характеризуют каждого героя: (отвечают на вопросы: какой по размеру? Какой по цвету? Какой по характеру?
Воспитатель: как называется сказка, в которой живут эти герои? («Теремок»). А теперь ребята, покажем птичке, как мы умеем строить теремок с помощью пальчиков.
3. Динамическая пауза «Теремок» Стоит в поле теремок (поднять руки над головой домиком) Он не низок, не высок (опустить руки через стороны вниз) На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок») Кто его открыть бы смог? (пожать плечами) Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь) Покрутили, покрутили (вращение ладонями) Потянули и открыли (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на свои волшебные бусинки. На какого героя похожа ваша бусинка? - Маленькая серая – на мышку. - Маленькая зеленая - на лягушку. - Средняя серая - на зайчика. - Средняя оранжевая - на лису. - Большая серая - на волка. - Большая коричневая - на медведя.
А теперь давайте с помощью этих бусинок построим сказку «Теремок». Встанем около домика в таком порядке, в каком подходили сказочные герои к Теремочку.
4. Моделирование сказки «Теремок». (Дети присаживаются за столы, на которых приготовлены атрибуты на каждого ребенка).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно, у каждого из вас на столе лежит лист. А что изображено на листе? (Домик). Давайте выложим по порядку кружочки и покажем, кто за кем приходил в теремок. А ты, Скворушка, посмотри, правильно дети прикладывают кружочки. Воспитатель: - Кто первым пришел в теремок? Прикладываем круг рядом с домиком, чтобы на белом листе уместились все герои. Скворец: - Какие вы молодцы! Скворец: - А вы мне расскажете эту сказку? Воспитатель: - Ребята, сейчас мы будем рассказывать сказку. Будьте внимательными, кто-то начнет сказку, а кто-то будет продолжать.
5. Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы. (Электронная презентация) Дети с помощью воспитателя и составленной модели рассказывают русскую народную сказку «Теремок».
Скворец: - Спасибо вам, ребята, за сказку. Мне очень понравилось у вас. А теперь я полечу дальше. Мне необходимо найти себе домик. Воспитатель: - Подожди, скворушка, дедушка Полины смастерил для тебя и твоих друзей скворечник. Мы сейчас оденемся, выйдем вместе на улицу. Нам Николай Петрович повесит скворечник на дерево.