Педагогическая копилка

Занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники

Занятия по речевому развитию с использованием мнемотехники

Иванова Светлана Николаевна

МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского МО ЧР


Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны, перелетными птицами.
- Формировать умение детей воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, при помощи метода моделирования.

Развивающие:
- Развивать связную речь: умение интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы знакомой сказки в процессе пересказа.
- Развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику.
- Закрепить умение называть характерные признаки внешнего вида сказочных персонажей.
- Активизировать в речи слова и выражения: перелетная птица, скворец, скворушка, скворечник.

Воспитательные:
- Воспитывать интерес к сказкам, любознательность. Воспитывать чувства доброты и любви к птицам.

Методические приемы:
игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Оборудование:
Фигурки животных из настольного театра «Теремок»; мнемотаблица по сказке «Теремок»; диск с записью птичьих голосов; белые листы размером А4, кружочки разного цвета и величины на каждого ребенка.

1. Организационный момент «Минутка дружбы»

Воспитатель: Ребята, предлагаю становиться в кружок (дети становятся в круг, держатся за руки.)
Вот ладошка, вот ладошка.
Подружи со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.
(Дети проговаривают слова вместе с воспитателем)
Ребята, какое у нас сегодня замечательное утро. Посмотрите в окно.
(Рассказывает стихотворение Светланы Сахаровой).
Утром солнышко проснулось
Потянулось, улыбнулось
Стало солнце припекать,
И вокруг все согревать.
Начал таять вдруг снежок,
Превратился в ручеек.
Какое время года наступило? (Весна)

Звучит фонограмма птичьих голосов.
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? (Птицы поют.) Как поют птицы? (радостно, весело, громко). Птицы радуются, что закончилась долгая зима, и они вернулись из теплых стран.
Дети садятся на стульчики.

2. Сюрпризный момент.
В групповую комнату «влетает» птица.

Воспитатель: «Посмотрите-ка, у нас гость. Это перелетная птица – скворец. (Дети повторяют). Здравствуй, скворушка. Что тебя к нам привело?
Скворец приветствует детей.
Скворец: - Я прилетел из далёких стран, через моря и океаны, через сказочные страны. Прилетел
в вашу группу не случайно. На своих крыльях я принес мешочек с заколдованной сказкой, который мне передали из страны Сказок.
Воспитатель: -Давайте посмотрим, что там. (Вытаскивает разноцветные бусинки и раздаёт детям). В этих бусинках спрятаны сказочные герои. Повесьте эти необычные бусинки себе на шею. Тут ещё имеются герои сказок. А давайте узнаем, из какой сказки эти персонажи?

Воспитатель выставляет на стол фигурки животных, изображающие персонажей данной сказки. По ходу выставления фигурок, дети характеризуют каждого героя: (отвечают на вопросы: какой по размеру? Какой по цвету? Какой по характеру?

- Мышка- маленькая, серенькая, быстрая, юркая.
- Лягушка зелёная, маленькая, квакающая.
- Заяц – среднего размера, серый, трусливый.
- Лиса - рыжая, среднего размера, хитрая, плутовка.
- Волк - большой, серый, злой, зубастый.
- Медведь - большой, коричневый, добродушный, косолапый.

Воспитатель: как называется сказка, в которой живут эти герои? («Теремок»).
А теперь ребята, покажем птичке, как мы умеем строить теремок с помощью пальчиков.

3. Динамическая пауза «Теремок»
Стоит в поле теремок (поднять руки над головой домиком)
Он не низок, не высок (опустить руки через стороны вниз)
На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)
Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)
Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)
Покрутили, покрутили (вращение ладонями)
Потянули и открыли (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на свои волшебные бусинки. На какого героя похожа ваша бусинка?
- Маленькая серая – на мышку.
- Маленькая зеленая - на лягушку.
- Средняя серая - на зайчика.
- Средняя оранжевая - на лису.
- Большая серая - на волка.
- Большая коричневая - на медведя.

А теперь давайте с помощью этих бусинок построим сказку «Теремок». Встанем около домика в таком порядке, в каком подходили сказочные герои к Теремочку.

4. Моделирование сказки «Теремок».
(Дети присаживаются за столы, на которых приготовлены атрибуты на каждого ребенка).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно, у каждого из вас на столе лежит лист. А что изображено на листе? (Домик). Давайте выложим по порядку кружочки и покажем, кто за кем приходил в теремок. А ты, Скворушка, посмотри, правильно дети прикладывают кружочки.
Воспитатель: - Кто первым пришел в теремок? Прикладываем круг рядом с домиком, чтобы на белом листе уместились все герои.
Скворец: - Какие вы молодцы!
Скворец: - А вы мне расскажете эту сказку?
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы будем рассказывать сказку. Будьте внимательными, кто-то начнет сказку, а кто-то будет продолжать.

5. Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы. (Электронная презентация)
Дети с помощью воспитателя и составленной модели рассказывают русскую народную сказку «Теремок».

Скворец: - Спасибо вам, ребята, за сказку. Мне очень понравилось у вас. А теперь я полечу дальше. Мне необходимо найти себе домик.
Воспитатель: - Подожди, скворушка, дедушка Полины смастерил для тебя и твоих друзей скворечник. Мы сейчас оденемся, выйдем вместе на улицу. Нам Николай Петрович повесит скворечник на дерево.