«Сенсорное развитие ребёнка – дошкольника через дидактические игры»
Андреева Надежда Николаевна, Васильева Зоя Геннадьевна
Воспитатели МБДОУ «Детский сад №145» г. Чебоксары
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. В раннем и дошкольном возрасте сенсорное развитие имеет огромное значение, так как он наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений знаний об окружающем мире.
Раннее детство - особый период становления органов, систем и, прежде всего, функции мозга. На этом этапе ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Сенсорное воспитание - это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, формирующие у ребенка чувственные познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Ведущая деятельность в раннем возрасте - предметная, поэтому сенсорные задания целесообразно включать деятельности. Учет цвета, формы и величины объектов - необходимое условие выполнения предметных действий, так как без выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, не могут быть развиты полноценные представления. Примером таких действий могут быть раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнезда, втыкание грибков-втулочек в отверстие доски.
Таким образом, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину т. д.). Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть того насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр .
В дошкольной педагогике существуют несколько классификаций дидактических игр. Наиболее распространено деление игр на три группы: дидактические игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры .
Характеризуя игры с предметами, можно отметить, что в качестве предметов можно использовать игрушки, реальные предметы, объекты природы и многое другое. В процессе игр с предметами решаются различные образовательные задачи, в том числе развитие мышления, речи, расширение знаний и умений детей. Игры, предназначенные для детей младшего возраста, могут быть направлены на совершенствование мелкой моторики руки и зрительной координации своих действий. В старшем дошкольном возрасте дидактические игры служат средством развития навыков согласования движений предплечья, кисти и пальцев рук и осуществления за ними зрительного контроля, что является важным этапом подготовки к школьному обучению.
Настольно-печатные игры могут быть достаточно разнообразны по содержанию, дидактическим задачам и оформлению. Играя, дети расширяют кругозор, знакомятся с предметами и объектами окружающего мира, развивают внимание, память, логическое мышление и речь. Среди настольнопечатных выделяют игры типа «Домино», типа «Лото», типа «Лабиринт» и разные виды разрезных картинок. Данный вид игр широко применяется и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте.
Словесные игры отличаются тем, что игровое действие осуществляется без опоры на наглядность, а производится только в мыслительном плане. Эти игры требуют от ребенка определенного уровня развития речи, поэтому они чаще используются в среднем и старшем дошкольном возрасте. К словесным играм относятся загадки, перевертыши, прибаутки, потешки. В старшем возрасте дети учатся подбирать слова по различным признакам, различать реальные и нереальные ситуации, высказывать предположения, сочинять рассказы и сказки. Оказывая положительное влияние на речевое развитие, словесные игры стимулируют развитие воображения и фантазии, памяти, образного и логического мышления.
Дидактические игры станут эффективным средством сенсорного развития детей первой младшей группы при соблюдении следующих условий:
- Подбор дидактических игр и упражнений с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей раннего возраста.
- Целенаправленного и систематического участия детей в дидактических играх.
- Грамотная организация воспитателем восприятия и деятельности ребенка в ходе дидактической игры.
Согласно методике организации и проведения дидактических игр в детском саду Л.А. Венгера, организация дидактических игр должна осуществляться в трех направлениях, а именно – в подготовке к проведению дидактической игры, ее проведении и анализе.
Подготовка дидактической игры включает в себя:
- отбор игры, которая будет соответствовать задачам воспитания и обучения, а именно: углублять и обобщать знания, развивать сенсорные способности, активизировать высшие психические процессы, такие как память, внимание, мышление, речь;
- проведение в соответствие выбранной игры с теми программным требованиям воспитания и обучения детей, которые будут соответствовать определенной возрастной группе;
- обозначение подходящего временного промежутка, подходящего проведению дидактической игры;
- определение места проведения игры, чтобы дети могли играть, не причиняя неудобства другим детям.
Возможно, это место можно выделить в групповой комнате; выбор подходящего количества игроков. Это может быть как вся группа, так и небольшие подгруппы;
- подбор дидактического материала, необходимого для выбранной игры. Это могут быть игрушки, картинки или же природный материал; - изучение игры самим воспитателем, чтобы он мог изучить и осмыслить весь ход игры, определить свое место в игре и разработать методы руководства игрой.
Проведение дидактических игр включает в себя:
- знакомство детей с содержанием, изучение дидактического материала, который предполагается использовать в игре;
- разъяснение правил игры. При этом важно обращать внимание детей на четкое выполнение правил, чтобы дети понимали, что предписано, что запрещено и разрешено делать;
- демонстрация игровых действий, в процессе которых воспитатель учит детей правильно выполнять действия;
- определение места воспитателя в процессе игры: кем он будет - игроком, болельщиком или судьей;
- анализ итогов, который позволяет судить об эффективности игры.
Каждой возрастной группе соответствуют свои особенные факторы проведения дидактических игр. Так, обучение детей раннего возраста дидактической игре происходит в самой игре. По ходу ее воспитатель поясняет правила. По мере усвоения содержания и правил воспитатель предоставляет возможность детям играть самостоятельно, наблюдает за игрой и вмешивается лишь в случае возникновения затруднений.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что наиболее эффективная реализация сенсорного воспитания в раннем детстве и формирование сенсорных эталонов в частности возможна при условии насыщения предметно-развивающей окружающей среды ребенка игровыми средствами. Кроме того, использование дидактических игр способствует сенсорному развитию детей раннего возраста.