Педагогическая копилка

Ребенок в семье – чистый лист

Ребенок в семье – чистый лист

Исаева Лариса Геннадьевна

МБДОУ "Детский сад №182" г. Чебоксары


Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Это человек, который помог тысячам детей вырасти умными и уверенными в себе, любил их и относился к каждому маленькому человеку как к личности. Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было, и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония - тысячи Монтессори школ открыты по всему миру.

Она написала множество книг и статей, посвящённых своей уникальной педагогической системе. В статье «Ребёнок в семье – чистый лист», она пишет, что её целью было понимание детей, и работа для защиты их прав. «Дети - слабые человеческие существа, живущие среди сильных. Они не понятны. Их потребности не признаны в обществе взрослых и это таит бездну непредвиденного зла». «Мы, взрослые, в нашем объяснении ребенка и в обращении с детьми не только ошибались в конкретных деталях воспитания или в отдельных несовершенных формах обучения, но продолжали неправильно вести себя по отношению к детям».

Марии Монтессори не стало в 1952 году. Что же изменилось по прошествии стольких лет? Как обстоят дела сегодня в плане понимания детей и защиты их прав?

Что касается прав ребёнка в современном мире, то здесь вроде бы всё благополучно. Работа над текстом проекта «Конвенции о правах ребёнка» велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия «Декларации прав ребёнка». В СССР конвенция вступила в силу 15.09.1990. Детей стали принимать как личностей. Да ничего не умеющих и не знающих, но личностей со своими правами.

Также стоит отметить, что в современном мире очень много книг написано по детской психологии, и это, несомненно, способствует пониманию маленьких людей. В наше время создаются все условия для всестороннего развития детей и их угнетение – это скорее единичные случаи. И ребёнок уже не «придаток взрослого» и не жертва. Всё для блага ребёнка посредством игры, а не «насильственной адаптации к миру взрослого».

Что же касается насилия посредством авторитарного стиля воспитания и образования, то скорей всего от него избавиться будет трудно, если не сказать больше. Корни этого явления уходят в далёкое прошлое. Поэтому одна из главных задач педагогов - воспринимать каждого ребёнка как уникальную неповторимую личность, уважать, удовлетворять все потребности в образовании, любить, возможно, даже, восполняя дефицит всего вышеперечисленного в семье.

Ребенок рождается, как чистый лист бумаги. Что на нем будет написано – зависит от многих причин. Дети, не смотря на возраст, все понимают. Они маленькие, но личности. Сегодня ребёнок — это «отдельный организм с различными потребностями, которые необходимо удовлетворять для того, чтобы он смог добиться высочайших результатов в жизни».