Формирование интереса дошкольников к математике в семье
Наумова Галина Петровна, Петрова Татьяна Вячеславовна
Воспитатели МБДОУ «Детский сад №11 «Ручеёк», г. Чебоксары
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования математических и экономических представлений дошкольников в семье.
Ключевые слова: математические представления, экономические представления, дети дошкольного возраста.
В основе развития у дошкольников элементарных экономических представлений должны быть математические знания. По мнению А. А. Смоленцевой [1], естественное соединение математических и экономических знаний ориентировано на уже имеющиеся у детей первичные представления из их личного опыта (деньги, виды денег и др.) и предполагает дальнейшее освоение ими современных экономических понятий (бюджет, доход, расход, прибыль, валюта и др.).
Педагоги и родители понимают, что математика является одним из факторов интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Но при этом необходимо учесть, что семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.
В семье математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется под руководством взрослых постепенно, но систематически, в форме беседы, игры, наблюдения, рассказов и объяснений. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия лучше проводить в виде увлекательной игры.
Разумеется, многие родители не имеют представления, как формировать у детей математические представления, как увлечь их, в какие игры с ними играть. Мы предлагаем ознакомить родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений и методикой их проведения, предложить им доступные и интересные для дошкольников загадки с математическим уклоном и задачи-шутки.
На конкретных примерах воспитатель знакомит родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом. З. А. Михайлова [2] предлагает проводить работу с родителями и детьми одновременно, что позволит развивать интерес к играм, занимательным задачам.
В каждой семье есть те или иные обучающие игры. Педагог может предложить родителям включить в домашние игротеки головоломки, пазлы, шашки, шахматы, конструкторы, настольно-печатные игры «Найди себе пару», «Что лишнее» и др. Родители в домашних условиях могут поиграть со своими детьми в дидактические игры «Что бывает по два (четыре, пять)», «Заметь все!», «Самолеты», «Разноцветные фонарики», «Чудесный мешочек» и т.д. Все они призваны формировать математические представления.
Е. И. Щербакова [4] выделяет следующие принципы организации занятий родителей с детьми: доступность предложенного материала; последовательность и систематичность в работе; широкое использование наглядности; заинтересованность и активность самих детей. Для этого лучше иметь дома разные по цвету и размеру предметы: игрушки (матрешки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы или их изображения); карточки, силуэты птичек, зверей фруктов, овощей; геометрические фигуры (круг, куб, шар, квадрат, цилиндр, треугольник, ромб и др.).
Развивать математические знания и умения грамотные родители могут в любой бытовой ситуации, на прогулке и т.д. Л. В. Шалыгина [3] предлагает привлекать детей к измерению жидкостей и сыпучих предметов, пересчитыванию различных предметов, вырезанию, конструированию, экспериментированию с различными материалами. В старшем дошкольном возрасте можно привлекать к покупкам отдельных продуктов (овощей, фруктов и т.д.). Таким образом, ненавязчиво, родители способствуют формированию у детей математических и экономических представлений.
Обучение детей в условиях семьи проводится в основном в игровой и практической деятельности. Это способствует постепенному переносу интереса и увлеченности дошкольников с игровой на учебную деятельность. Интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается.