Педагогическая копилка

Использование игровых методов обучения на уроках ИЗО и МХК

Использование игровых методов обучения на уроках ИЗО и МХК

Макашкина Алина Михайловна

Педагог дополнительного образования МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары


1.Введение
«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Василий Сухомлинский.
В процессе обучения особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых методов обучения.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. В процессе игры своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения, произвольного запоминания и развивается познавательная активность школьников.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Игровые методы обучения становятся неотьемлимой частью учебного процесса.

Но не всегда при применении игровых методов обучения достигается активизация познавательных и творческих интересов.

2. Использование игровых методов обучения на уроках ИЗО деятельности и МХК.
Исторический аспект изучаемой темы.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученый Й. Хейзинга. Ниже приводятся выдержки некоторых его выводов. «Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть». Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых.

Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.

Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых.

Но исторически одна из первых её задач — обучение. Игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом обществе, в человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
§ в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
§ как элемент более обширных технологий;
§ в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
§ как технология проведения внеурочной работы по предмету.

Функции игровой деятельности.
§ развлекательная: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
§ коммуникативная: освоение диалектики общения;
§ самореализация в игре как в полигоне человеческой практики;
§ игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
§ диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
§ коррекция: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;
§ межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
§ социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

Главные черты игры:
§ свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
§ творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности;
§ эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.;
§ наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структура игры.
В структуру игры как деятельности органично включаются:
§ Целеполагание
§ Планирование
§ Реализация цели
§ анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.

Задачи игры.
Целевая ориентация игр
§ Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
§ Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.
§ Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.
§ Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.

3. Роль игры в организации обучения на уроках ИЗО деятельности и МХК.
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Чередование в течение урока всех видов деятельности даёт возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

4. Практические основы развития творческой активности учащихся посредством применения игровых методов обучения на уроках ИЗО деятельности и МХК.

Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы.

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).

2. Составьте композиции из готовых силуэтов. «Чья композиция лучше?»
Из готовых силуэтов составьте композицию. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Изображения на плоскости. Силуэт. Выполнение натюрморта.
§ Выполнение декоративной композиции. Орнамент.
§ Композиция. Средства композиции.

3. Игра-головоломка.
Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Восприятие искусства. «Анималистический жанр».
§ ДПИ;
§ Форма, пропорции, конструкции, симметрия и асимметрия.
§ «Фантастическое животное, птица, рыба».

4. Дополните изображение.
Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ «Фантастическое животное, птица, рыба».

5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Упражнение на логическое мышление. Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Форма, пропорции, конструкции.
§ Рисование с натуры предметов простой формы.
§ Выполнение натюрморта с натуры.

6. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Орнамент.
§ Национальные орнаментальные мотивы
§ Эстетическое восприятие действительности.

7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Орнамент. Выполнение орнамента, используя модули.
§ Национальные орнаментальные мотивы.
§ Выполнение мозаичного панно.

Игры и упражнения по цветоведению.
1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Цвет. Композиция .
§ Выполнение эскиза вышивки платка.

2. Назовите основные, дополнительные, производные (родственные) цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Цветоведение.
§ Цвет. Композиция.
§ Рисование с натуры натюрморта.

3. Игра «В царстве холодных и тёплых цветов». Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, раскрасить её дворец и подарить ей букет цветов (раскрасить букет холодными цветами), а второй группе— для оперения Жар-птицы, раскрасить её дворец тёплыми цветами и подарить ей букет цветов (раскрасить букет тёплыми цветами). Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Холодные и теплые цвета.
§ Рисование с натуры.
§ Декоративная композиция.

4. Раскрасить домики холодных и тёплых красок.
Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Холодные и теплые цвета.
§ Понятия нюанс, контраст, акцент, цветовая гамма, колорит.

5. Игра «В городе Хром и Ахром».
Злой волшебник похитил все краски и оставил только чёрную. Дети закрашивают предметы, город только оттенками серого и чёрного цветов. Добрый же волшебник возвращает жёлтую, красную и синею краску. Чтобы расколдовать город дети должны раскрасить город разными цветами, получив их смешением основных цветов. Познакомившисьс красками дети

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Хроматические и ахроматические цвета.
§ Правила смешения красок.
§ Основные, родственные и дополнительные цвета.

6. Игра «Оденьте куклу». Необходимо куклу одетьиспользуя гармонию родственных цветов; гармонию дополнительных цветов; на деловую встречу; на работу…

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Цветовые гармонии.
§ Холодные и теплые цвета.
§ Родственные и дополнительные цвета.
§ Психологическое и эмоциональное воздействие цвета на человека.
§ Символика цвета.

7. Составьте букет. Раскрасить букет только основными цветами; раскрасить букет тёплыми цветами; составить букет на нюансах…

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Правила смешения красок.
§ Основные, родственные и дополнительные цвета.
§ Понятия нюанс, контраст, акцент, цветовая гамма, колорит.

8. Игра «В гостях у озорного дождика». Дождик рассорил всех красок и намочил всё вокруг. Ребятам надо представить, как выглядели бы предметы и другие объекты, если они выполнены только одним цветом. Выполнить цветотоновую растяжку объектов.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Тональная растяжка цвета.
§ Передача объёма с помощью цвета и тона.

9. Игра «Праздник непослушания в городе Мастеров». На празднике непослушания все нарушают правила и порядок. Задача детей восстановить порядок правильно ответив на вопросы. На доске вывешены варианты радуг. Необходимо выбрать правильную. Холодные и тёплые краски перепутали свои домики…

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Цветоведение.

10. Игра «Путешествуем по странам». Учащимся раздаются раскраски с изображением представителей разных стран в национальных костюмах по несколько экземпляров. Детям нужно раскрасить одежду представителям разных стран соответственно заданным событиям: свадьба, праздник, похороны…

Учащимся раздаются раскраски с изображением цветов. Каждый экземпляр подписан: любовь, измена, чистота, верность. Детям нужно раскрасить цветы для представителей разных стран соответственно символике любви, измены, чистоты, верности…

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Психологическое и эмоциональное воздействие цвета на человека.
§ Символика цвета

4. Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о цветотоновой растяжке.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Тоновая растяжка цвета.
§ Правила смешения красок.
§ Рисование с натуры. Натюрморт.

Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.
1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...

2. Объясните значение слова (например, пейзаж это …).
Например: ритм — это…, дизайн — это…

3. Сгруппируйте слова (по темам, по жанрам, по видам…).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
Например: родственные цвета, дополнительные цвета, цветовые гармонии, насыщенность цвета – цветоведение.

4. Вычеркните лишнее слово.
Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.
Например: пейзаж, натюрморт, портрет, книга (лишнее слово книга).

5. Блиц-контроль (вопрос — ответ).
Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Виды и жанры изобразительного искусства

6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Например: Наука об изображении предметов в пространстве в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и световых отношений, которые наблюдаются в натуре – перспектива.

7. Решите кроссворд.

8. Придумайте свой кроссворд. Игра по командам. Каждая команда разрабатывает вопросы и дизайн кроссворда, презентует, проводит игру.

9. Игра «Крестики и нолики». Игра по командам. Команда выбирает капитана, придумывает название команды, готовит девиз и презентует себя. Если команда правильно отвечает на вопросы, то на игровом поле ставит выбранный знак «крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая первой зачеркнёт свои знаки по диогонали или по горизонтали.

Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.
1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).
Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
2. Сравните впечатления
Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.
§ Виды и жанры искусства.
§ Композиция.
§ МХК, культура и искусство родного края.
§ Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре».
§ Беседа о творчестве какого-либо художника.

3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.

4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».

Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

5. Игра «Угадай».
Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь.

Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Декоративно-прикладное искусство.
§ Виды и жанры искусства.
§ Композиция.
§ МХК, культура и искусство родного края.
§ Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре».
§ Беседа о творчестве какого-либо художника

6. Указать автора или название произведения.
Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.

7. Отгадывание кроссвордов (составление).
При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.

Тематические кроссворды выполняют функции:
§ обучающую;
§ контролирующую;
§ творческую.
При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.

8. Викторина «Аукцион знаний».
Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал.

9.Игра “Викторина с фрагментами”. Цель игры: закрепить знания учащихся о художественных произведениях и их авторах, развитие зрительной памяти, умения внимательно и детально просматривать художественные произведения. Правила игры: ребята разделятся на две команды, играют поочерёдно по одному представителю от команды. Задание: угадать по фрагменту название картины. Если игрок угадывает с первого фрагмента, то получает 3 очка. Угадывает со второго – 2 очка, с третьего -1 очко. Называет автора - получает ещё 2очка. Максимально каждый игрок может принести в копилку команды 5 очков. Какая команда набрала большее количество баллов, та и выигрывает. Темы, при изучении которых может быть использована данная игра: Беседа об искусстве.

10. Игра “Зазеркалье”. Цель игры: закрепить знания учащихся о художественных произведениях и их авторах, использовать межпредметные связи, развивать творческую фантазию учащихся. Правила игры: можно разделиться на команды, можно играть каждому за себя, собирая баллы или фишки.

Задание: угадать название картины, если все слова в названиях картин – перевёртыши: каждое слово правильного названия заменено антонимом или просто другим словом. Для того чтобы опознать загаданную картину нужно: внимательно прочитать фразу; подобрать противоположные по значению ключевые слова; вспомнить правильное название картины; вспомнить автора картины (за это присуждается дополнительный балл). Например: дано название “Весенняя ночь”, путём рассуждений подбираем противоположные по значению слова весенняя - осенняя, ночь- день. Вспоминаем название картины “Осенний день” и её автора И.Левитан.

Сюжетно-ролевые игры.
1. Игра "Следствие ведут знатоки".
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.
l Восприятие искусства. Беседа об искусстве «Искусство в жизни общества и человека».
l Восприятие искусства. «Человек в искусстве. Жанр портрета».
l Беседа об искусстве «Исторический и батальный жанры».

2. Игра «Лучший экскурсовод». Выбранные на почётное звание «Лучший экскурсовод» рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и о её элементах, средствах выразительности.

Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти. Речи. Логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями. Защита учащимися своих решений и выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель константирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательные итоги занятия.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Декоративно-прикладное искусство.
§ Виды и жанры искусства.
§ Композиция.
§ МХК, культура и искусство родного края.
§ Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре».
§ Беседа о творчестве какого-либо художника.
§ Беседа о искусстве «Искусство в жизни общества и человека».
§ Беседа о искусстве «Портретный жанр».

3. Игра «Репортеры газетной рубрики “Шедевры искусства”».
Заранее сообщается тема урока. Например, «Человек в искусстве. Жанр портрета».
Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, сами пишут заметки (мини-сочинение). Всё это прикрепляется к стенду. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки поисковой деятельности.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:
§ Беседа об искусстве «Библейские сюжеты в живописи, графике, скульптуре».

5. Заключение.
Игра многофункциональна. Мы же остановились лишь на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функций игры.

Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие:
§ умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их;
§ умение обобщать предметы по определенным признакам;
§ умение отличать реальные явления от нереальных;
§ умение владеть собой и т.д.

Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».

Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п.

Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения. Чтобы достичь этой цели надо:
§ Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
§ Способствовать расширению кругозора учащихся.
§ Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.
§ Развивать у учащихся творческое мышление.
§ Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
§ Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
§ Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался.

§ Перед учителем стоят задачи:
Опираться на достижения предыдущего возраста.
§ Стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возраста.
§ Подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках истории и усиливает желание изучать предмет.
В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа. Из всего этого делаем следующие выводы.