«Развитие познавательных интересов детей в младшем дошкольном возрасте посредством опытно - экспериментальной деятельности»
Павлова Ирина Николаевна, старший воспитатель
Васильева Зоя Геннадьевна, воспитатель
Андреева Надежда Николаевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №145» г. Чебоксары
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать, и я пойму» (китайская пословица)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник.
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка младшего возраста.
Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
В ФГОС ДО особое внимание уделяется развитию познавательно-исследовательской деятельности.
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно –экспериментальная деятельность в ДОО позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
Одним из путей достижения этого считается использование в работе с детьми второго года жизни элементарного экспериментирования, так как в процессе опытов и экспериментов ребенок познает окружающий мир в ходе практической деятельности.
Каждый эксперимент предполагает наличие результата, а для того чтобы его достичь ребенку необходимо проявить определенную настойчивость. В процессе этих игр-опытов малыши осваивают способы обследования предметов, развивается мелкая моторика, развивается и обогащается словарь. Проводя с малышами опыты, мы стараемся своими словами и действиями помочь каждому ребенку включиться в диалог доступными для него средствами (движениями, мимикой, жестами, словами). В ходе игры-экспериментирования развиваем понимание речи взрослого, учим отвечать на вопросы, выполнять несложные поручения. Особо хочется обратить внимание, что знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно являются осознанными и более прочными.
Мы работаем в 1 младшей группе. Возраст детей варьируется от 1 год 3 мес. до 2,5 лет. Говорящих детей в группе очень мало. Поэтому организуя экспериментирование с детьми, придерживаемся определенных правил:
• Все опыты планируются в соответствии с возрастом воспитанников: содержание каждого эксперимента непосредственно связано с окружающей ребенка действительностью;
• материалы для экспериментирования доступны каждому ребёнку;
• создается положительный эмоциональный настрой: поддерживаются положительные эмоциональные переживания ребёнка в ходе экспериментирования;
• предлагаются варианты действий с предметами и материалами, поддерживается инициатива ребенка;
• создаются условия для проявления детьми речевой активности;
• во время проведения опытов соблюдается техника безопасности.
Проведение экспериментальной деятельности по ознакомлению с объектами живой и неживой природы планируется примерно 1 раз в неделю, но бывает и чаще, если возникают какие-то непредвиденные ситуации в группе или на улице, во время прогулки как часть наблюдения.
Опыты проводятся как индивидуально, так и с небольшими группами. В силу возраста детей опыты непродолжительны по времени. В отличии от детей более старшего возраста, малыши еще не могут высказать свои предположения, сделать выводы, поэтому экспериментальная деятельность организуется, как наблюдение в результате практической деятельности.
Игры-эксперименты организуются:
- во время режимных моментов (прогулка, умывание). Например, во время мытья рук, говорим о свойствах воды, прислушиваемся, как она журчит;
во время кормления обращаем внимание на то, что чай и компот – теплые, молоко – прохладное, суп горячий;
- во время игровой деятельности (в группе и на прогулке) знакомимся со свойствами и качествами предметов (легкий - тяжелый, гладкий -шершавый), материалами, из которых сделаны предметы или игрушки (пушистый, мягкий, жесткий, резиновый, деревянный и т.д.).
- на занятиях (все занятие или часть).
Для детей раннего возраста необходимо оборудовать Центр экспериментирования, в котором должен быть необходимый материал.
В методической литературе можно найти примерную тематику опытно-экспериментальной деятельности с малышами. Основные темы: «Вода», «Песок», «Камни», «Воздух», «Жизнь растений и животных», «Погода», «Экспериментирование с предметами» (резиновый, звонкий и др).
Какие же опыты можно провести с детьми младшего дошкольного возраста?
Опыты с водой:
«Узнаем какая вода»,
«У воды нет вкуса и запаха»,
«Прозрачная вода»,
«Окрашивание воды»,
«Изготовление цветных льдинок»,
«Водяная мельница»,
«Какие предметы могут плавать»,
«Делаем мыльные пузыри»,
«Вода принимает форму»,
«Подушка из пены»,
«Замерзшая вода»,
«Тающий лед»,
«Где вода?»,
«Что растворяется в воде».
Опыты с песком:
«Песочная страна»
«Цветной песок», «Чьи следы?»
«Почему песок хорошо сыплется?»
«Как впитывает воду песок? Изготовление куличиков».
«Глина. Лепка печений для кукол.»
«Камни. Можно ли менять форму камня и глины?»
Опыты с воздухом:
«Что в пакете»,
«Игры с соломинкой»,
«Игры с воздушным шариком и соломинкой»,
«Надувание мыльных пузырей»,
«Ветер по морю гуляет»,
«Воздух по всюду».
Остановимся более подробно на некоторых из этих тем.
Любимая забава практически всех детей - это игры и эксперименты с водой и песком.
Организуя эксперименты с водой, знакомим детей с тем, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса, вода жидкая, может быть теплой или холодной, в воде предметы могут плавать, а могут утонуть. Для этого мы использовали самые простейшие опыты: переливание воды, пускание корабликов, вылавливание игрушек, бросание камушков в воду, собирание воды губкой, ловля рыбок магнитной удочкой, в ходе которых формируются способности к наблюдению, умению делать простые умозаключения, суждения, обобщения: камушек утонул, потому что тяжелый; лодочка плывет - потому что мы дуем на воду.
Во время зимних прогулок знакомили детей со свойствами снега и льда. Для детей было большим открытием, что снег - это оказывается тоже вода, что он холодный, а если взять в руку, то он тает, а пальчик становится мокрым; также он тает в теплой комнате; если снег мокрый, из него можно лепить.
Для ознакомления со свойствами песка пересыпали песок из ладошки в ладошку, закапывали в него мелкие игрушки, просеивали через сито, поливали его водой, делали дорожки, рисовали на песке пальчиками, оставляли следы ладошками или делали отпечатки разными формами и предметами. Узнавая в процессе игр - экспериментов свойства песка, дети понимают, что песок бывает сухой или мокрый, приходят к простейшим открытиям: мокрый - можно слепить куличики, сделать дорожку; сухой - сыпется через сито и т.д.
Малыши очень любят слушать сказки и рассматривать иллюстрации в книгах. Часто, вследствие несформированности мелких движение движений рук, рвут книги. Для того чтобы научить детей бережно обращаться с книгами, провели серию игр-экспериментов по ознакомлению со свойствами бумаги. Малыши знают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони; может быть тонкой и толстой, салфеткой можно промокнуть воду; из бумаги можно сделать кораблик, он плавает в воде; бумагу можно смять или порвать. Теперь дети знают, что если сильно потянуть за страницу книги, она может порваться.
Одним из условий успешного ознакомления с окружающим миром является работа не только с детьми,но и с семьями. Особенностью раннего возраста является то, что запомнить что-то дети могут только в результате многократных повторений. Следовательно, то что ребенок узнал в детском саду, должно закрепляться в домашних условиях. Для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их в качестве помощников всегда рассказываем о том, чем мы занимались в течение дня, об успехах их ребенка, оформили подборку игр-экспериментов, которые можно провести в домашних условиях.
В совместной работе с родителями широко используем консультации для родителей, родительские собрания, памятки, беседы, фотоотчеты.
Анализируя проведенную работу по развитию познавательных интересов детей в младшем дошкольном возрасте, посредством опытно-эксперементальной деятельности, можно отметить следующее:
- обогатились знания детей об окружающем мире;
- использование игр-экспериментов помогло сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной;
- дети приобрели определенный жизненный опыт, они знают, что если сильно открыть кран во время мытья умывания, можно облить одежду, пол и будет скользко, ее можно вытереть тряпкой; знают, что вода может обжечь, может быть грязной;
- снег может растаять, он грязный, его нельзя брать в рот, так как можно заболеть;
- знают, что если песок не лепится, то надо взять лейку и полить его;
- дети эмоционально включаются в действия с игрушками, интересуются окружающими предметами, самостоятельно обследуют их, используя те приемы, с которыми познакомились во время игр-экспериментов
- дети переносят в собственную игровую деятельность знания и умения, приобретенные в процессе игр-экспериментов (вола льется - наливают чай; бумагу можно смять – делают и бросают шарики (играют в «снежки» и т.д.).
Хочется вспомнить слова Яна Амоса Каменского: «Только то в человеке прочно и надежно, что вошло в его природу в первую пору его жизни».