«Академия дорожной безопасности»
Методические рекомендации по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Сугробова Марина Маратовна, Долгушина Ольга Ивановна,
Методисты БОУ ЧР «Чувашский кадетский корпус
Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова»
Пояснительная записка
На протяжении последних лет, благодаря совместным усилиям, предпринимаемым органами управления образованием, образовательными учреждениями и подразделениями государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД), сохраняется положительная динамика снижения основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ).
Однако, несмотря на снижение основных показателей дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием детей в целом по России, в ряде субъектов Российской Федерации их количество возросло, что свидетельствует о недостатках в организации обучения детей основам безопасности дорожного движения, о разрыве теории и практики, отрицательном примере взрослого населения, элементарное несоблюдение и незнание Правил дорожного движения (далее - ПДД).
В соответствии со ст.29 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке», что является правовой основой обязательного проведения профилактических мероприятий с детьми и подростками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Актуальность и целесообразность
Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является особо актуальной, так как работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путём совершенствования системы мероприятий через совместную деятельность общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, подразделений ГИБДД, других государственных и общественных организаций, заинтересованных в обеспечении безопасности дорожного движения, должна приносить ощутимые результаты.
Новизна
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам расширения внеурочной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Изучение правил дорожного движения рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребёнка.
Ведущей концептуальной идеей является воспитание дисциплинированных участников дорожного движения, уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся дети.
Нормативно – правовое обеспечение
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность по профилактике, предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения являются:
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы»;
Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Данные документы предусматривают мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий, детского травматизма.
Цель
Основная цель профилактической работы – охрана здоровья и жизни детей, которая предусматривает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в их изучении, но и в соблюдении. В связи с чем необходимо правильно построить работу по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Формирование у детей устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на дороге, проверка и закрепление знаний правил дорожного движения через игровую деятельность.
Задачи
Обучающие:
Формировать умения применять полученные знания правил дорожного движения;
Научить детей практически выполнять правила дорожного движения;
Формировать умения коллективной командной работы.
Воспитывающие:
Воспитать способность следовать нормам безопасного поведения на улицах и дорогах;
Воспитать нормы социального поведения детей;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через соблюдение правил дорожного движения.
Развивающие:
Развивать навыки определения опасных ситуаций на дороге;
Развивать мышление и память;
Совершенствовать навыки ориентировки на дороге.
Возрастная категория
Данная работа рассчитана на детей в возрасте 10-14 лет.
Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. Их нельзя оценивать по тем же критериям, что и взрослых, в связи с чем дословная трактовка Правил дорожного движения для них неприемлема и нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступном для них языке затрудняет процесс обучения и воспитания. Несмотря на это, Правила дорожного движения являются той необходимой основой на которой строится профилактическая работа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. В обучении Правилам дорожного движения наиважнейшее значение имеет овладение учащимися практическими навыками и умениями поведения на дороге.
10-14 лет имеют следующие особенности: появляется самостоятельность, стремление к независимости, нарочитая «псевдовзрослость», отвлечение внимания, пренебрежение опасностью, склонность к риску ради авторитета.
Поэтому важно продолжать работу по правовой грамотности, привлекать учащихся среднего звена к пропагандистской работе среди сверстников и младшего звена.
Форма проведения мероприятия – интеллектуально-познавательная игра.
Место проведения – актовый зал, спортивный зал, учебные кабинеты.
Продолжительность – 45-60 мин.
Используемые принципы:
1. Доступность. Задания должны соответствовать данному возрасту.
2. Системность. Задания игры должны быть логически связаны друг с другом.
3. Учёт времени. Затраченное время на выполнение заданий должно быть таким, чтобы ребёнок не устал и не потерял интерес к игре.
4. Разнообразная деятельность. Использование во время игры различных видов деятельности.
5. Эмоциональная окрашенность заданий.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Оборудование
Мультимедийное оборудование, ноутбук, макеты светофора, дорожных знаков, конусы-препятствия, самокаты и др.
Раздаточный материал: карточки-задания, маршрутные листы, карандаши, маркеры, фломастеры, ручки, оценочные ведомости.
Ожидаемые (планируемые) результаты направлены на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, на сознательное соблюдение детьми правил дорожного движения.
В конце интеллектуально-познавательной игры получат развитие такие личностные результаты как:
- умение работать в команде;
- чувство ответственности, дисциплины;
- умение уважать чужое мнение;
метапредметные результаты как:
- навыки и умения, компетенции, которые ребенок может применить в жизненных ситуациях;
- стремление к самообучению, саморазвитию;
предметные результаты как:
- прогнозирование безопасного поведения на дорогах.
КОНСПЕКТ мероприятия
I. Организационный момент. Разминка (3-5 мин.)
II. Выполнение домашнего задания «Это интересно знать…» (2-3 мин на 1 команду – 10-15 мин.)
III. Основная часть. Выполнение заданий интеллектуально-познавательной игры (тесты, викторина). (25 мин.)
IV. Подведение итогов. (10 мин.)
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Ведущий.
С каждым годом на наших дорогах появляется всё больше транспорта. Высокие скорости и быстро меняющиеся ситуации на дорогах требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными и аккуратными. Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения» строгий - он не прощает, если пешеход или водитель, ведёт себя как ему вздумается, не соблюдая правила. Сегодня мы собрались чтобы выявить тех, кто лучше знает и соблюдает правила дорожного движения. Надеемся, что вы готовы стать студентами Академии дорожной безопасности.
Я представлю вам наших судей-представителей Академии дорожной безопасности (это старшеклассники – обучающиеся 10-11 класса).
Итак, мы начинаем с небольшой разминки.
Разминка (Приложение 1).
- На чем дети могут кататься по дорогам зимой? (ни на чем)
- Место пересечения, примыкания, разветвления дорог (перекресток)
- Предмет, которым регулировщик дает указания транспорту, пешеходам (жезл)
- Двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него (мотоцикл)
- Участок проезжей части, обозначенный знаками или разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу (пешеходный переход)
- Перечислите всех участников дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир).
II. Выполнение творческого домашнего задания «Это интересно знать…»
Ведущий.
О начале игры было объявлено заранее, каждая команда подготовила приветствие, – название команды и девиз, а также готова представить несколько интересных фактов об истории Правил дорожного движения. (2-3 минуты на каждую команду).
III. Основная часть. Выполнение заданий интеллектуально-познавательной игры (тесты, викторина).
По завершению первого этапа приглашаются капитаны команд и вручаются маршрутные листы (Приложение 2), в которых проставлена нумерация участия команды на предстоящих этапах. После выполнения всех заданий команды сдают маршрутные листы жюри для подведения итогов игры.
Дети отправляются в классы на следующие этапы игры, согласно маршрутов.
Этапы игры:
Знатоки ПДД - командам предстоит на время решить кроссворд. Выигрывает команда быстрее всех решившая кроссворд. Максимальное время – 5 минут.
Реквизит: кроссворд (Приложение 3).
Юный эрудит – решение ребусов. Максимальное время решение ребусов – 5 минут. (Приложение 4)
Философы дорог – командам задаются вопросы викторины по ПДД. Выигрывает команда, ответившая правильно на большее количество вопросов (Приложение 5). Максимальное время – 3 минуты.
Наш помощник - дорожный знак – ребята должны правильно отгадать загадку и нарисовать дорожный знак (Приложение 6). Максимальное время – 3 минуты.
Твоя квалификация, водитель - проводится в спортзале или в фойе, где достаточно места. На полу расставляются препятствия в виде спортивных конусов или иных препятствий. Каждый участник команды на самокате должен проехать препятствия и не сбить их. Задания выполняют все участники команды на время, самокат – как эстафетная палочка. Побеждает на этапе команда, которая покажет лучшее время и собьет меньшее количество препятствий. Максимальное время – 9 минут.
После прохождения всех этапов участники команд собираются в актовом зале, где сдаются маршрутные листы. Пока ждут всех участников команд, зрители находятся в актовом зале на киносеансе «Семья Светофоровых».
Если остаётся время, то дополнительно зрителям и участникам предлагаются карточки с рифмованными словами конкурса «Буриме». Каждый желающий должен составить стихотворение, используя данные слова.
Слова для конкурса – «каток», «свисток», «ясный», «безопасный».
Слова для конкурса – «мотор», «светофор», «пешеход», «переход».
IV. Подведение итогов мероприятия. Награждение.
Ведущий.
Спасибо всем за участие! Благодарим наше уважаемое жюри! Все ребята стали студентами нашей Академии дорожной безопасности, а значит все мы будем придерживаться девиза нашей Академии: «Чувствуй дорогу! Умей видеть, наблюдать и предвидеть, действуй безопасно!».
Проводится церемония награждения победителей и вручение сертификатов участников Академии дорожной безопасности.
Заключение
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Но изложены они «взрослым» языком без какого-либо расчета на детей. В связи с чем основная задача - доступно объяснить правила детям, а при выборе форм и методов обучения и воспитания довести до детей их смысл и опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Поэтому применение традиционных и инновационных форм и методов позволит сформировать у детей умения предвидеть возможные опасные ситуации, правильно анализировать и адекватно вести себя, то есть действовать безопасно в тех условиях, которые могут встретиться на жизненном пути каждого. Результаты этой работы проявляются в укреплении дисциплины юных участников дорожного движения, снижении уровня детского дорожно-транспортного травматизма.
Безопасность дорожного движения обуславливается не только степенью информированности человека о правилах поведения на дороге, но и выполнением правил дорожного движения.
В ходе проведения данного мероприятия у обучающихся будут сформированы прочные навыки безопасного поведения на дороге, умение видеть целостность проблемы и своевременно находить быстрые и действенные пути ее решения в реальных ситуациях.
К проведению интеллектуально-познавательной игры по правилам дорожного движения «Академия дорожной безопасности» можно привлечь родителей, классных руководителей, членов отрядов юных инспекторов движения (ЮИД), сотрудников ГИБДД.
Обеспечить безопасность детей можно лишь совместными усилиями:
родители – подавать хороший пример и заботиться о своих детях;
сотрудники ГИБДД - проводить совместные с учреждениями мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
педагоги – проводить целенаправленную профилактическую работу в образовательных учреждениях;
обучающиеся – быть готовыми знать и соблюдать Правила дорожного движения.