Педагогическая копилка

Организация самостоятельной работы в дистанционном формате

Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного образования


Скороходова Галина Георгиевна

преподаватель физики

ГАПОУ ЧТТПиК Минобразования Чувашии, г.Чебоксары


Аннотация: В данной статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного обучения. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы и возможностей их реализации.

Ключевые слова: информационные технологии, самостоятельная работа, процесс обучения, дистанционное образование.

Новые тенденции в образовании направлены на использование новейших технологий обучения, в частности дистанционного. Дистанционное обучение целиком базируется на самостоятельной работе студентов и целенаправленном руководстве ею преподавателем.

Целью статьи является исследование возможностей использования технологий дистанционного образования при организации результативной самостоятельной работы студентов при изучении учебных дисциплин и ее постоянного эффективного контроля.

Что же представляет собой дистанционное обучение? Термин «дистанционное обучение» включает в себя два понятия: дистанционное и обучение. «Дистанционное» трактуется в словаре как совершаемое на расстоянии. Обучение – процесс взаимодействия между преподавателем и студентом, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения, навыки (ЗУН). Задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить обучающихся добывать эти знания самостоятельно.

Основными задачами самостоятельной работы студентов в современных условиях являются:

1) организация самостоятельной работы с использованием систем дистанционного обучения;

2) определение оптимального содержания учебного материала для самостоятельной работы;

3) формирование заданий для самостоятельной работы с целью развития высших уровней навыков критического мышления;

4) использование средств ИКТ для выполнения самостоятельной работы;

5) установка четких критериев для оценивания выполнения самостоятельной работы и рефлексии.

В современных условиях требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: замена пассивного слушания и конспектирования учебного материала возрастанием доли самостоятельной работы студентов. Важно подчеркнуть, что учение студента – это систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной. Именно организация самостоятельной работы является одной из главных особенностей дистанционного образования. При дистанционном обучении обучающиеся отходят от привычной системы обучения, так как значительную часть учебного материала они изучают без преподавателя. Это требует от них большей самостоятельности и четкой организации своего рабочего дня. Особая ответственность при этом ложится на преподавателя, который не только выступает в роли консультанта по определенному предмету, но одновременно помогает обучающимся построить индивидуальную образовательную траекторию, определить глубину необходимого знания и обозначить круг его источников. Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с обучающимися: в режиме онлайн с обучающимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места; в режиме офлайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме. При разработке дистанционного занятия следует принимать во внимание изолированность студентов. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит студенту задавать вопросы. Так, например, по учебной дисциплине Физика, я даю рекомендации по изучению учебного материала и выполнению заданий. На своей дисциплине я использую разные формы самостоятельного изучения учебного материала, поскольку не у всех студентов есть возможность использовать интернет в полном объеме из-за низкой скорости.

Исходя из собственных предпочтений, студенты самостоятельно выбирают форму изучения одного и того же материала. Так, при изучении темы «Двигатель внутреннего сгорания», я предлагаю следующий алгоритм действий:

1. Запишите тему и план занятия в тетрадь.

2. Изучите теоретический материал (при этом даю готовый материал, либо ссылку на него в интернет-источнике)

3. После изучения теоретического материала студентам необходимо выполнить следующие задания: заполнить таблицу, составить схему, ответить на контрольные вопросы и т.д.

4. После выполнения заданий, сфотографируйте ваши материалы.

6. Фото выполненных работ отправляется преподавателю на проверку удобным вам способом.

7. Если вы не успеваете выполнить задание вам необходимо связаться с преподавателем и предупредить его о том, что вы не можете по объективной причине его выполнить в срок. При этом вы указываете срок, когда сможете задание выполнить и присылаете удобным вам способом.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Обучающийся должен видеть полезность выполняемой работы. Важным условием является контроль результатов деятельности студентов. Для отслеживания успеваемости применяется ведомость, куда фиксировалась информация о видах работы на конкретном уроке, выставлялись отметки. Для работы со студентами, которые имеют доступ к сети интернет в полном объеме, я использую образовательную платформу «Академия». Студенты имеют возможность в свободном доступе ознакомиться с видеороликами по теме занятия, конспектом учебного и дополнительного материала, выполнить тренировочные и контрольные задания по вариантам. После чего они делают фото с результатами выполненных заданий и преподавателю даже не надо выставлять оценку, поскольку за него это делает компьютер. Таким образом, у студентов есть возможность выбрать, как ему самостоятельно изучать материал программы. При этом следует обратить внимание на то, что в современных условиях педагога не заменяют компьютерами и новыми информационными технологиями (НИТ), а лишь изменяют при этом его роль. Так, если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял чтению лекций, то в образовании, построенном на НИТ, во многом меняется содержание его деятельности. Таким образом, использование сетевых образовательных ресурсов в повседневной практике преподавателя дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность студентов с учетом их индивидуальных особенностей.

Современный квалифицированный, конкурентоспособный специалист должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, демонстрировать готовность к постоянному профессиональному росту, умение трансформировать полученные знания в инновационные технологии, формировать и развивать навыки самостоятельного получения знаний, критического мышления. Инновационный подход к организации самостоятельной работы студентов предполагает активное использование дистанционных образовательных технологий посредством организации открытой информационно-образовательной среды. Важное место в ней занимают такие компоненты, как система дистанционного обучения и электронный учебный курс.