Знакомство детей с особенностями чувашской национальной культуры на тематических занятиях
2024-10-25 15:00
Знакомство детей с особенностями чувашской национальной культуры на тематических занятиях "Чувашия - мой край родной"
Степанова Наталия Владимировна
МБДОУ "Детский сад №116 "Родничок" г.Чебоксары
Сохранение национальной культуры – одна из «вечных» тем и направлений работы в любом образовательном учреждении. Не составляют исключения и дошкольные. Именно от того, насколько качественно будет проводиться подобная работа с детьми дошкольного возраста, во многом зависит степень сформированности и устойчивости у дошкольника базовых представлений о себе как о представителе определенного народа. Большую роль, конечно, в этом играет семья, влияние родителей и других старших родственников. Поэтому важно организовать творческое сотрудничество воспитателя, ребенка и родителей.
Важным условием успешной реализации образовательно-воспитательных задач является систематичность и регулярность проводимой работы.
В современной методике накоплен богатый опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к сокровищам национальной культуры. Эти наработки успешно используются воспитателями дошкольных образовательных учреждений при организации тематических занятий по теме «Чувашия – мой край родной».
Работа по данной теме предполагает постановку и решение образовательных (например, знакомство детей с особенностями чувашской национальной культуры; закрепление знаний о государственной символике Чувашии; знакомство с народными традициями, бытом, одеждой и т.п.), развивающих (например, развитие речи детей, их мышления, памяти) и воспитательных (например, воспитание интереса к чувашской национальной культуре) задач.
Такие занятиях предполагают использование всего арсенала средств, которые связаны с национальными особенностями. В первую очередь это, конечно, язык: на занятии обязательно должны звучать чувашские слова, обозначающие элементы одежды (шурă кĕпе, саппун, хушпу, тухья, сăран атă и т.п.), блюда (кукăль, сĕт, яшка, йăва и т.п.), утварь (сĕтел, пукан, кашăк и т.п.), этикетные выражения (сывă пулăр, ырă кун, сывă-и, тавтапуҫ и т.п.) – список можно продолжить. Подобные слова и выражения вводятся в виде словарной работы, в игровой форме и другими способами. Освоение значения, смысла будет более прочным, если слова сопровождаются иллюстрациями.
В течение одного занятия комбинируются разные виды работы. Например, тематическое занятие по теме «Путешествие по Чувашской Республике» предваряется беседами о республике и городе Чебоксары, во время которых дети рассматривают иллюстрации с различными видами города и сельской местности.
В качестве демонстрационного материала на занятии используются карта России, плакаты и иллюстрации с символикой Республики Чувашия, иллюстрации с изображением чувашских национальных костюмов, кукла Анюк в национальном костюме и т.п. Для создания национального колорита звучит чувашская музыка.
Приведем для иллюстрации фрагмент одного из таких тематических занятий, проведенного в подготовительной группе МБДОУ № 116 г. Чебоксары.
Этап актуализации знаний – повторение с целью введения в новую тему: Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами живем? Дети: Мы живем в России. Воспитатель: А как называется столица России? Дети: Столица России – город Москва. Воспитатель: Верно. Много народов проживает в большой стране – в России. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. Сегодня мы с вами познакомимся с культурой чувашского народа.
Этап введения нового знания на основе изученного: Воспитатель: Ребята, как называется наша республика? Почему республика называется Чувашская? Дети: Чувашской называется так, потому что население республики – чуваши. Воспитатель: как можно сказать про Чувашию – какая она? Дети: Любимая, большая, красивая, веселая, старинная, богатая, солнечная, чистая, дорогая, уютная, многонациональная. Воспитатель: правильно! А как называется столица – главный город Республики Чувашии? Дети: Чебоксары – Шупашкар. Воспитатель: Город Чебоксары – очень красивый город, Он находится на берегу реки Волги. В Чебоксарах много улиц, проспектов, площадей, парков. Он живет сложной, шумной жизнью, Воспитатель: Ребята, вы любите стихи о Чувашии? Дети: Любим. Нам прочтет Варвара, по-чувашски Варук, «Приглашение в Чувашию» Педера Хузангая: Знаете ли вы страну такую, Древнюю и вечно молодую, Где в лесу тетерева токуют – Словно песней сердце околдуют, Где, коль праздник – от души ликуют, Коль работа – гору дай любую! Знаете ли вы такой народ, У которого сто тысяч слов, У которого сто тысяч песен И сто тысяч вышивок цветет? Приезжайте к нам – и я готов Это все проверить с вами вместе.
Воспитатель: Тавтапуҫ. Ребята, вспомните и назовите символы Чувашской Республики. Дети: Флаг, герб, гимн. Воспитатель: Назовите соседние республики. Дети: Татарстан, Мордовия, Мари Эл. Воспитатель: поиграем в игру «Найди и покажи флаг». (Дети находят и показывают флаги: российский, мордовский, татарский, чувашский).
Воспитатель: Молодцы! Правильно, ребята – это флаг республики Чувашии. Цвета чувашского государственного флага – желтый и красный. Желтый (сарă) цвет – означает самое прекрасное и светлое. Красный цвет (хĕрлĕ) – один из самых распространенных цветов. Обозначает достоинство, могущество, силу. Верхнее желтое поле обозначает пространство под солнцем. Нижнее красное поле обозначает чувашскую землю. В середине флага расположены символы «Древо жизни» и «Три солнца». Символ «Древо жизни» обозначает дерево – дуб, могучее и долговечное. Символ «Три солнца» обозначает солнечный свет.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Собери флаг Чувашии». (У каждого ребенка наборы полосок цветной бумаги, восьмиконечная звезда, из которых необходимо сложить государственный флаг Чувашии). Воспитатель: Следующий символ (показывает герб Чувашии). Кто хочет рассказать? (дети рассказывают)
Далее в работе может быть предусмотрено прослушивание гимна республики. Общей теме подчинены и запланированные физкультминутки: разминка «По Чебоксарам мы идем», разминки с элементами национальных игр.
Продолжается занятие беседой о национальных праздниках (ҫăварни), блюдах (икерчĕ, йăва), национальном костюме – эта часть завершается игрой «Тухья тăхăн» (Надень тухью).
Обязательный этап занятия – подведение итогов. В старшей группе дети сами делают выводы: «Чем занимались?», «Что нового узнали?», «Что понравилось?», им задаются уточняющие вопросы по теме проведенного занятия (например, «Как называется любимый чувашами праздник?» «Как называются чувашские головные уборы?» и т.п.). Завершиться занятие рекомендуется «сюрпризом», который должен послужить стимулом для детей для поддержания их познавательной активности. Это может быть приход сказочных гостей (например, кукла Анюк с гостинцем для детей), завершающая игра, связанная с темой занятия (викторина, загадки и т.д.). Главное здесь – закрепление эффекта успеха детей, осознания ими самими собственного роста.
Обучение детей дошкольного возраста всегда носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Эти общие принципы организации работы с детьми дошкольного возраста реализуются и на тематических занятиях, посвященных истории и культуре родного края, способствуя усвоению и закреплению ребенком-дошкольником представлений о себе как о представителе определенного народа.