Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактических игр
Кунцова Ксения Николаевна
МБДОУ "Детский сад №6 "Сеспель" п. Вурнары ЧР
Статья посвящена проблеме развития речи детей. С опорой на личный педагогический опыт автор представляет дидактическую игру как традиционную, но наиболее эффективную форму работу с детьми младших возрастных групп.
Одна из первостепенных потребностей каждого человека – это потребность в коммуникации. Одновременно это является его главным отличием от животных. В ходе общения с другими людьми, человек реализуется как личность. Через общение он приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Именно по этой причине, уровень речевого развития является важнейшим показателем полноценного развития личности и одним из главных критериев оценки готовности к школе.
Отметим, что развиться сама по себе речь не может. Без участия взрослого, благоприятной речевой среды, систематического и грамотно организованного обучения и воспитания данный процесс просто невозможен. Исходя их этого, внимание речевому развитию детей следует уделять уже в первые годы их жизни. Конечно, до начала посещения дошкольного учреждения решение этого важного вопроса находится во власти родителей. В дальнейшем воспитатели принимают в речевом развитии детей непосредственное активное участие.
Работая с детьми в младшей возрастной группе, мы отметили, что в последние годы значительно возросло количество детей, имеющих различные речевые нарушения, заметные уже в первые годы их жизни. Задумавшись о наиболее эффективных способах профилактики и коррекции уже имеющихся нарушений, мы сделали вывод о том, дидактическая игра является одним из наиболее мощных инструментов в руках педагога. Умело замаскировав учебную задачу под игровую, грамотный педагог получает удивительную возможность легко и просто мотивировать детей на отработку тех или иных компонентов речи.
Ниже приведем несколько вариантов игр, которые наиболее откликаются наши малышам, и, на наш взгляд, являются эффективными в активизации и развитии их речи.
Игра «Кто в домике живет?» позволяет успешно закрепить правильное произношение звуков и развить речевой слух у детей. В ходе игры педагог демонстрирует детям карточку с изображением собаки. Спрашивает у детей: «Кто это?». Просит громко протявкать, как собачка - «ав-ав». Следом показывает карточку с изображением кошечки, просит промяукать, как кошка, но тихо. После этого убирает карточки за картинки с изображением домиков и озвучивает животное, спрашивая у детей: «Кто в домике живет?».
Следующая игра - «Накроем стол к чаю» - позволяет детям расширить словарный запас и отработать лексикон по теме «Посуда». По ходу игры педагог предлагает малышам накрыть стол к приходу гостей. При этом просит дошкольников выполнить индивидуальные поручения: поставить в середину стола салфетницу, рядом с чашечками поставить блюдца и т.д. Игра будет гораздо эффективнее, если задавать вопросы типа: «Что можно пить из чашки?», «Что нельзя взять вилкой» и т.д.
Научить детей ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам поможет игра «Чудесная корзинка». Используя наручную куклу в виде Зайчика, педагог достает из корзинки овощи и предлагает детям подобрать к ним определения. Что в корзинке у Зайчика? (Это морковка). Какая морковка? (Длинная, красная).
Конечно, это не все игры, которые мы используем в работе по развитию речи своих воспитанников. Дидактических игр педагогической науке известно огромное количество, важно лишь выбрать для себя те, которые будут отвечать интересам и возможностям детей конкретной группы.