педагог дополнительного образования ДТ «Кванториум» г. Новочебоксарск
Педагог имеет реальную возможность неформально обучать и результативно организовывать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Мой девиз: Образование не должно быть скучным!
Я рассматриваю внеурочные занятия как важную составную часть своей работы. Моя внеурочная работа по химии обеспечивает мотивацию учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий развития личности каждого учащегося, который проявил интерес к химии.
Основные цели: – помощь учащимся в определении устойчивых интересов к предмету; расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения вопросов по химии, доступных пониманию учащихся; осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся; развитие самостоятельности.
Важной задачей является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории.
Основные направления внеурочных занятий - Исследовательская и проектная работа - Младшая инженерная школа «Junior квант» - Химический кружок «Школа Химика» - Химический кружок «Квантик» На протяжении двух лет веду внеурочные занятия, по вышеперечисленным направлениям.
Основные цели: 1. Формирование устойчивого познавательного интереса к химии. 2. Отрабатывать предметные знания и умения (экспериментальные умения). 3. Развитие у учащихся навыков исследовательской работы; 4. Создание условий для саморазвития личности одаренного ребенка.
Включаю в работу с учащимися элементы научно-исследовательской деятельности, это позволяет проявить у ребят интерес к науке, поиску, эксперименту. Мои учащиеся принимают участие в научно-практических конференция, в конкурсах различного уровня со своими проектами.
Действительно исследовательская деятельность целесообразна в учебно - воспитательном процессе только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Занятия по исследовательской работе учащихся провожу по следующему плану:
I. Введение (виды исследовательских работ, научно-практические конференции, конкурсы). II. Методология научного творчества (основные понятия научно-исследовательской работы, общая схема хода научного исследования, поиск информации). III. Этапы работы в рамках научного исследования (выбор темы, составление плана научно-исследовательской работы). IV. Оформление исследовательской работы (структура содержания исследовательской работы, общие правила оформления текста научно-исследовательской работы). V. Представление результатов научно-исследовательской работы (психологический аспект готовности к выступлению, требования к докладу, культура выступления и ведения дискуссии).
Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования. При определении тематики ученических исследований учитываю следующие критерии: 1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении; 2) соответствие интересам учащегося-исследователя; 3) реальная выполнимость.
В результате организация научно-исследовательской работа позволяет овладевать элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы. Я как наставник обязательно оказываю методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально личностных успехов.