Краснова Надежда Валерьяновна, Иванова Надежда Виссарионовна
МБДОУ «Детский сад Пурнеске»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Оригинальные способы создания картин вызывают все большую заинтересованность у педагогов и родителей дошкольников. Рисование солью и акварельными красками относится к нетрадиционным техникам. В народе его часто называют объемным. Рисунок выступает на листе бумаги, а кристаллики соли играют на свету, что создает непередаваемую атмосферу волшебства и сказки.
Цель: пропаганда среди родителей техники рисования солью, как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Задачи: - расширять знания родителей о нетрадиционных техниках рисования (солью); -рассмотреть рисование солью как эффективное средство развития творческих способностей детей; -научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения (солью).
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, соль, картон, акварель, шаблоны цветка, шаблоны лепестков, тарелочки, восковые мелки, кисти, клей ПВА, канцелярский, баночки с водой.
Ход мастер- класса: 1 этап: подготовительно-организационный
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в творческой деятельности.
Предлагаю вам познакомиться с одним из средств развития творческих способностей детей - нетрадиционными изобразительными техниками.Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Существует множество таких нетрадиционных техник рисования, вот некоторые из них: — «рисование ладошкой»; — «рисование печаткой»; — «тампонирование»; — «набрызг»; — «монотипия»; — «кляксография»; — «рисование по сырой бумаге»; — «цветные ниточки»; — «граттаж»; — «рисование по мягкой бумаге» и т. д.
Сегодня мы попробуем технику «рисование солью». «Рисование солью «наряду с развитием художественно-творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, дает колоссальный арт-терапевтический эффект. Благодаря данной технике, вы с детьми сможете создать множество прекрасных картин.
2 этап: основной Ответьте мне на вопрос: - Какая нота и продукт называются одинаково? (соль) Соль – это материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка. Сколько сладких мгновений может испытать художник, рассыпая соль для создания своего шедевра!
Сейчас у нас весна и предлагаю создать картину с цветами, которую потом можно взять с собой или подарить кому-либо. Нам понадобятся для работы краски, кисточки, соль и клей ПВА.
Берем цветной картон, простой карандаш, шаблон цветка и лепестки. Кто может нарисовать без шаблонов, то может их не использовать. Обрисовываем цветок, 2 лепестка и дорисовываем ножку от цветка к листочкам. Потом берем толстую кисточку и наносим на цветок, лепестки и ножку клей толстым слоем, не жалея его. Чем больше будет клея, тем лучше! Стараемся делать это побыстрее, чтобы клей не успел высохнуть. Как только нанесли клей на весь рисунок, берем тарелочку с солью и посыпаем солью рисунок, покрытый клеем. Посыпаем толстым слоем, можно с бугорками, не жалея соли, чем больше, тем лучше. Прижимаем соль ложечкой, как бы утрамбовывая ее. Теперь нужно дать соли приклеиться, высохнуть клею 5-10 минут. Потом аккуратно наклоняем листок и тихонько стряхиваем лишнюю соль в коробочку или тарелочку. На картоне останется соль только там, где наносили клей. Кладем листок на стол и приступаем к его окрашиванию. Вы сами можете выбирать, каким цветом будет ваш цветок, лепестки и серединка, зеленые листочки ( светло-зеленые или темно-зеленые). Начинать окрашивать нужно с серединки: визуально начертите, какой будет круг у серединки-маленький или большой, выберите цвет и начинайте. Берем кисточку, краску гуашь и разводим краску водой, чтобы она была очень жидкая. Набираем краску и наносим на соль. Наносим особыми движениями- примакиванием, не размазывая, иначе соль будет осыпаться. Как только вы коснетесь соли кистью с краской, вы увидите, как краска сама будет плыть, растекаться по соли и окрашивать соль. Так аккуратно, не торопясь красим сначала серединку. Потом лепестки, потом зеленые листочки. После окрашивания всего рисунка нужно дать ему хорошо высохнуть, тогда он станет твердым и соль закрепится и не будет осыпаться.
Родители начинают рисовать солью. Пока вы работаете, я расскажу о занятиях с детьми на тему «соль». Соль очень интересный объект для исследования. Дети под вашим присмотром могут использовать ее для различных опытов и узнавать совершенно разные свойства: растворимость соли, сыпучесть, имеет белый цвет, не имеет запаха, из соли можно выращивать различные кристаллы. С детьми дома можно поговорить о значении соли для человека, насколько может быть вредно использование большого количества соли. Все это интересно, познавательно и очень нравится детям.
Во время высыхания работ воспитатель знакомит родителей с окрашиванием соли восковыми мелками. - Как вы думаете можно ли окрашивать соль другими способами? (можно)
Небольшое количество соли насыпаем на лист бумаги, в целлофановый пакет или другую подходящую емкость. Теперь белые кристаллики нужно буквально раскрасить цветным мелком. Натирайте им соль круговыми движениями до желаемого результата. Стоит сказать, что занятие довольно хлопотное и требует терпения. Соль постоянно будет расползаться, поэтому придется снова и снова собирать ее в кучку. По этой же схеме красим следующую партию.
Как покрасить соль другим способом? Если не нравится затея с натиранием и хотите быстрее получить цветной материал, тогда сначала измельчите мелок, а потом смешайте с солью. Можно воспользоваться теркой, ступкой или кофемолкой. Мелок мягкий и быстро раскрошится. Но такой способ измельчения довольно пыльный. Куда лучше разломать мелок, положить в целлофановый пакет и измельчить при помощи скалки. Теперь цветную пыль пересыпаем к соли и тщательно перемешиваем. Смесь можно использовать сразу, без просушки. Частички мелка только обволакивают кристаллики, а не проникают в них, поэтому вы заранее сможете выбрать необходимые для вас цвета.
Есть еще способ окрасить соль, который вы можете попробовать дома: 1. Насыпать в емкость (в пакет) мелкую соль; 2. Гуашь развести в виде «жидкой сметаны» и вылить в соль; 3. Хорошо размешать; 4. Пальцами «вымесить» соль до однородного цвета; 5. Высушить соль (на батарее, в микроволновке или в духовке); 6. Просеять окрашенную соль через сито.
Создавать картины с помощью цветной соли просто, увлекательно и весело. Дети получают удовольствие от процесса, а результаты работы всегда радуют.
3 этап: Выводы. Рекомендации. Сегодня мы с вами познакомились с техникой «рисование солью» как одним из эффективных средств развития творческих способностей детей. Эта техника позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения, а в итоге создавать творческую личность.
Мы получили прекрасные шедевры, созданные своими руками. Таким способом можно нарисовать много разных картин, какие только захотите! Можете попробовать сделать аналогичные дома с детьми. Я уверена, что детям понравится проводить время с пользой, проявлять фантазию и творчество рядом с вами, и конечно, получить похвалу за старание.
Уважаемые родители, у вас на столах лежат ленточки, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в вашей работе с детьми, привяжите на свою поделку зеленую ленту, а если считаете, что бесполезен и вам не пригодится, то красную.
Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои поделки вы можете забрать на память.