Организация методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей
Ануфриева Ольга Всеволодовна
МАОУДО «ДДЮТ» г.Чебоксары
Методическая работа в дополнительном образовании является основой для формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды.
Методическая работа - система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, основанная на науке и прогрессивном педагогическом опыте.
Следовательно, первоочередной задачей методической работы является помощь педагогам в повышении своего профессионального научно -теоретического и методического уровней.
Ведущие задачи методиста:
• удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;
• формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;
• обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск; создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество
Из решения этих задач следует система мероприятий.
Основные направления работы.
Методическая работа в учреждении организована как деятельность, направленная на успешную организацию образовательного процесса, и состоит из пяти основных направлений:
1. организационно-педагогическая деятельность. Управление методической работой;
2. информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов;
3. работа с педагогическими кадрами;
4. контрольно-оценочная деятельность педагогов;
5. методическое сопровождение инновационной деятельности.
Основные направления, содержание и формы методической работы определяет педагогический совет, а методический совет - координационный центр методической работы по распространению методических знаний.
Содержание деятельности методической службы в учреждении определяется в соответствии с задачами развития и характером планируемых нововведений.
Деятельность методической службы направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, на совершенствование деятельности педагога, повышение его профессионального мастерства.
Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.
С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно - экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово- развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Как вид деятельности, методическое обеспечение — это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Методическая работа в учреждении осуществляется через различные формы: семинары, смотры-конкурсы, конференции, конкурсы профессионального мастерства, мастер - классы на различных уровнях. На методическом совете рассматриваются и утверждаются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.
Методический совет - это одна из форм коллективной методической работы, это - творческая лаборатория, аккумулирующая новые, передовые идеи и претворяющая их в жизнь.
Методический совет разрабатывает программу семинаров, индивидуальных консультаций и занятий с педагогами по отдельным вопросам; определяет тематику и методические цели открытых занятий, информирует и консультирует молодых педагогов по вопросам учебно-воспитательной работы.
Формы и содержание методической работы
1. Формы организации методической работы:
2. Педагогическое просвещение и информационная поддержка педагогов.
3. Подготовка и проведение профессиональных конкурсов.
4. Разработка процедур самоаттестации и подготовка к аттестации педагогических кадров.
5. Организация индивидуальной и групповой работы педагогов. 5.Организация инновационной методической деятельности педагогов. 6.Обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих педагогов.
6. Проведение открытых занятий с целью: обмена опытом; апробирования новых методик, технологий учебно-воспитательной работы; подготовки к аттестации.
7. Проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий с целью выявления успешности занимающихся.
8. Подготовка и проведение значимых мероприятий: фестивалей, праздников, вечеров.
9. Проведение и участие в мероприятиях областного и Всероссийского масштаба.
В учреждении сложились разнообразные формы методической работы с педагогами:
1. целевые взаимные посещения занятий и мероприятий с последующим анализом;
2. открытые занятия;
3. доклады и сообщения из опыта работы;
4. разработка рекомендаций, памяток, самодельных наглядных пособий;
5. выставки тематических разработок и детских работ;
6. организация наставничества;
7. ознакомление с новинками методической литературы;
8. организация методической копилки;
9. отчеты педагогов по самообразованию.
Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности, педагогических кадров. Методическая помощь осуществляется различными средствами - консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы.
Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.
Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами Центра, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.
Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы.
Методическое обучение - это создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.
Обобщение педагогического опыта - это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников .
Особое место в методической работе занимает организация методической помощи начинающему педагогу. В дополнительное образование приходит много людей, не имеющих базового педагогического образования. В связи с этим особую систематическую помощь следует оказывать начинающему педагогу. Это индивидуальные беседы по вопросам организации учебно- воспитательного процесса, назначение наставника, выбор образовательной программы. Но только путем самообразования и творческих поисков педагог смажет прийти к своему мастерству.
Решения и рекомендации МС в пределах его полномочий служат основанием для приказов и распоряжений администрации.
Выводы и рекомендации МС могут оспариваться и изменяться на основании независимого экспертного заключения.
МС постоянно информирует администрацию и педагогический коллектив о ходе и результатах своей деятельности.