Интеллект-карта
как инструмент образовательного
планирования
Ануфриева Ольга Всеволодовна
старший методист МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары
Что означает планировать? Планировать - значит заглянуть в будущее и определить, как туда добраться. Разрешать проблемы - значит устранять препятствия, вносить улучшения и преодолевать трудности…
Планировать означает думать, прежде чем действовать.
Планирование это важная часть повседневной работы педагога, только так он сможет добиться необходимых педагогических результатов.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность педагогической работы.
Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
План должен упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Он выполняет следующие функции:
— направляет,
— прогнозирует,
— координирует,
— контролирует,
—наводит порядок и последовательность, т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы»
При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса.
Что бы что-то спланировать, мы начинаем думать, или «шевелить мозгами», т.е. задействовать самый сложный и дорогой орган - МОЗГ, который рождает наши мысли, руководит действиями, отвечает за память, чувства. Мозг содержит около ста миллиардов нервных клеток, или нейронов. Каждый нейрон может вступить в контакт с тысячами или даже десятками тысяч других. Его формируют миллион новых связей в течение каждой секунды наших жизней. Именно в этих, постоянно изменяющихся, связях и существуют наши воспоминания, привычки в форме определенных образцов мозговой активности.
Существуют виды планирования.
1. Стратегическое планирование, это, например:
· Программа развития учреждения
· Перспективный план на год
· Образовательная программа учреждения
2. Тактическое (операционное) планирование:
· Образовательная программа педагога
· Рабочая программа педагога
· Планирование воспитательной работы
3.Оперативное планирование:
· Тематическое планирование занятий по блокам программы
· План каждого занятия
· План воспитательного мероприятия.
Технология планирования
Современная психология гласит: все, что делает человек, – технологично, то есть имеет цель и пошаговую стратегию ее достиженияТехнология должна быть точной, подробной и понятной, чтобы любой человек, пользующийся ею, мог выполнить все без проблем и отклонений и получить необходимый результат.
Сегодня мы познакомимся с одним из современных подходов к мыслительной деятельности любого человека и достаточно простым инструментом, повышающим ее эффективность, это: ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТЫ
Стандартные способы: таблицы, графики, тексты, списки… Недостатки стандартного способа:
1. Информацию трудно запомнить. Однообразие приводит к снижению мозгом остроты восприятия информации.
2. Большие временные потери: Запись.Чтение. Поиск
3. Отсутствие творчества…
Что такое интеллект-карта?
Интеллект-карта – это:•универсальная технология, раскрывающая потенциал нашего мозга;
•графическое выражение процессов многомерного мышления;
•способ представления и связывания мыслей;
•инструмент развития памяти и мышления.
Интеллект-карты – это эффективное хранение информации; усвоение и понимание информации. И чем больше информации мы усваиваем , тем сильнее становятся наша память и интеллект, тем легче планировать и видеть конечный результат.
Интеллект-карта – это метод записи информации, основанный на визуальном мышлении и позволяющий человеку справляться с информационным потоком.
Интеллект-карта – метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Интеллект-карта – это прямое приложение и форма графического выражения радиантного мышления.
Термин «радиантное мышление» относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект.
Суть его заключается в следующем: обозначается какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, отстраиваются различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями.
Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения
этого процесса, то есть от нее вновь отходят связанные с ней идеи.
Основой создания интеллект-карт является использование зрительных средств: рисунки как иллюстрации и пояснения к идеям, выраженным словами, а также специальные символы для комментирования, расстановки акцентов.
Где можно применить интеллект-карты?
Эта технология применима в любой сфере нашей жизни, где бы ни требовалось развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь.
В обучении она используется для лучшего запоминания, ведения записей, для анализа и обобщения материала и концентрации внимания на самом главном.
В профессиональной деятельности она эффективна для планирования, написания выступлений, ведения переговоров, при мозговых штурмах и т.п.
В сфере индивидуального пользования она хороша для изучения и решения проблем, для планирования, при подготовке переговоров, проектов и вообще для самоорганизации.
Эта технология позволяет сэкономить время, повысить эффективность мышления и ясность ума, увеличить сконцентрированность на делах и получить от этого удовольствие.
Преимущества интеллект карт в том, что задействуют оба
полушария мозга:
Операции с последовательностями
Линейное представление
Операции с перечнями
Операции с числами
Анализ
Логика
Речь
Пространственная ориентация
Целостность восприятия
Трехмерное восприятие
Воображение
Ритм
Цвет
Интеллект-карты имеют четыре существенные особенности:
• объект изучения (то, чему посвящена карта) сфокусирован в центральном образе;
• основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
• ветви, принимающие форму плавных линий, объясняются и обозначаются ключевыми образами и словами. Идеи следующего порядка (уровня) также изображаются в виде ветвей, отходящих от центральных ветвей, и так далее;
• ветви формируют связанную узловую структуру – систему.
Качество и эффективность интеллект-карты можно улучшать с помощью цвета, рисунков, символов и аббревиатур.
Базовые правила для интеллект-карты разработал в 60-е годы прошлого столетия профессор Джозеф Новак из Корнеллского университета, а развил эту идею британец Тони Бьюзен, который назвал свой метод Mind Maps.
Основные правила создания интеллект-карты.
1. Начинайте с основной темы: она пишется в центре листа, лучше ее ярко выделить.
2. Определите наиболее важные общие идеи, относящиеся к основной теме, и расположите их, как ветви, вокруг нее. Каждая идея пишется над плавной стрелкой, отходящей от центра. Старайтесь формулировать четко, коротко, стремитесь к ясности в выражении мысли. Длина линии должна равняться длине соответствующего ключевого слова.
3. Развивайте темы в подветви (ветви 2, 3 и т.д.), на которых вы помещаете ваши идеи или ключевые слова.
4. Стремитесь к оптимальному размещению объектов интеллект-карты, это улучшает восприятие;
5. Используйте стрелки, когда необходимо показать связь между элементами интеллект-карты. Глаз самопроизвольно следит за стрелками в направлении, которое они указывают.
6. Помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга, задавайте себе вопросы – это способствует аккумуляции знаний.
7. Совершенствуйте достигнутое: пересматривайте созданную интеллект-карту, проверяйте свою способность к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте.
Где и как можно применить интеллект-карту?
В планировании:
1) Улучшает качество планирования времени.
2) Разработка проектов: чёткое видение ресурсов, задач, сроков, способов реализации, сложных моментов и вариантов их решения.
3) Быстрее достигаете своих целей и задач.
В презентации:
1) Возможность за меньшее время дать больше информации, при этом вас лучше поймут, а информацию лучше запомнят.
2) Чёткость, последовательность, доступность излагаемой информации.
В обучении:
1) Пишите мало, запоминаете много!
2) Сокращение времени на подготовку к экзамену, зачету, защите.
3) Процесс обучения доставляет больше удовольствия.
В конспектировании:
1) Текстов, докладов, переговоров, лекций.
2) Легкое и быстрое запоминание информации.