Педагогическая копилка

Метафорические карты в работе педагога-психолога с дошкольниками

2023-12-29 14:36

Метафорические карты в работе педагога-психолога

с дошкольниками

Ильина Екатерина Александровна

Педагог-психолог МБДОУ Детский сад №210 "Солнечный зайчик" г. Чебоксары


Детям очень часто не хватает слов, чтобы выразить то, что они чувствуют и переживают. Ребёнку сложно сформулировать, описать и передать другому человеку то, что его беспокоит. И вот тогда на помощь приходят метафорические карты, которые вызывают у детей интерес, любопытство. Дети с удовольствием рассказывают о том, что видят на картинке, отвечают на вопросы, делятся чувствами. Метафорические карты позволяют ребёнку создать такое игровое пространство, где он почувствует себя и героем, и волшебником, и создателем.

Но есть некоторые особенности использования МАК с детьми. И их стоит учитывать:
· Использовать метафорические карты можно тогда, когда ребёнок способен рассказать о том, что видит на карте. Это, примерно, с 4,5 – 5 лет. Конечно, все дети разные. Учитываем этот момент.
· Не стоит предлагать карты, если у ребёнка дефект речи, и вы не совсем хорошо понимаете то, что он говорит. Ваши переспросы будут раздражать и злить ребёнка. Работа просто не получится, результат вы не увидите.
· Абстрактные колоды в работе с дошкольниками не используются. Но их можно использовать, как стимульный материал.
· Правильно задаём вопросы и очень внимательно слушаем. Уточняем, повторяем, не перебиваем, не навязываем своё желаемое.
· Включаем собственные искренность и интерес к рассказу ребенка. Дети очень чувствительны, формальность в работе психолога неприемлема.
· В зависимости от возраста ребёнка, а также времени, которое отпущено на встречу с ним, количество карт должно быть ограничено. Вы можете отобрать те карты, которые по вашему усмотрению, соответствуют поставленной задаче. Только с детьми старшего школьного возраста я использую всю колоду. С малышами и детьми дошкольного возраста достаточно 15 карт.
· Если вы предлагаете ребёнку выбрать одну карту, а он выбирает 2 или 3, позвольте ему это сделать, но обязательно спросите, почему ему так трудно выбрать из них одну. А если бы пришлось взять с собой только одну, то какая из этих трёх осталась бы с тобой?

Незаменимым и очень эффективным инструментом метафорические карты являются в коррекционной работе с детьми.

Неоценимая польза работы с МАК:
· Снимают эмоциональное и психологическое напряжение. В качестве знакомства с ребенком, можно использовать игру «Моя семья». Это очень весело, но при этом, позволяет психологу собрать максимум информации о жизни ребёнка, о его симпатиях и антипатиях, о его скрытых переживаниях.
· В атмосфере доверия и безопасности ребёнок может проговорить о том, что его беспокоит, тревожит. А это уже несет в себе эффект коррекции. Главное – создать эту атмосферу.
· Работа с МАК стимулирует интуицию и творчество. Я создаю игры и упражнения специально под каждого ребёнка, тем самым, формируя важные и нужные навыки: умение задавать вопросы, развернуто отвечать на вопросы, строить предложения, удерживать последовательность повествования, следовать правилам и создавать их самому.
· Развитие когнитивных процессов у детей. Опять же, под каждого ребёнка я создаю упражнения и игры на развитие внимания, памяти, воображения.
· С помощью МАК мы позволяем ребёнку создать ситуации и прожить их в разных временных рамках: прошлое, настоящее, будущее. А это формирует ещё один очень важный навык – умение видеть последствия сегодняшних действий/поступков.
· МАК можно использовать как стимульный материал и в качестве диагностического инструмента. Опыт и желание позволят создать собственные диагностические материалы.
· Включение МАК в работу с ребёнком, позволят увидеть и оценить картину его межличностных отношений.
· При помощи МАК мы можем найти выход из проблемной ситуации.

Вот некоторые колоды, которые я использую в работе с детьми и подростками:
· МАК «Ангел.Кот.И ЧудЕса» (А.Ткачук, А.Казанцева). Эту колоду очень любят и дети, и подростки, и взрослые. С детьми младшего школьного возраста я использую отдельно взятые картинки и афоризмы (выбираю под задачу). Выбираю не более 20, благо, есть из чего выбирать. На каждой карте изображены три героя. Ситуация одна, но ведут они себя по-разному. И это позволяет работать с различными стратегиями поведения; анализировать причины, по которым герои оказались в данной ситуации. Всех героев объединяют замечательные качества: умение дружить, договариваться, слЫшать и слУшать.
· МАК «Роботы» (Т. Ушакова). Я очень люблю эту колоду. Работа с ней позволяет не только придумывать и фантазировать, но и очень глубоко и эффективно поработать с различными проблемами: внутренние конфликты, представление о близких и взаимоотношения с ними, образ себя в целом, адаптация к новым условиям (школа, переезд и пр), самооценка и т.п. А ещё я её использую в качестве «аккумулятора» для креативного мышления. И это бомбически интересно. Дети такие перлы выдают!
· МАК «Не верность» (М.Гогуева). Эта колода ориентирована на работу с темой измены. Но однажды я попробовала её в работе с ребёнком и получила такой положительный результат, что теперь она у меня активно работает с детьми и подростками. Это и тема отношений: от отреагирования эмоций до формирования детско-родительских отношений и отношений со сверстниками.
· МАК "Teenagers" (Тинэйджеры, подростки) (Н.Буравцова). Название говорит само за себя. Это и подростковая влюблённость, о которой трудно говорить; и различные формы взаимодействия с внешним миром; одиночество и ревность; зависть и желание отомстить; экстремальные и опасные для жизни увлечения, а также способы выхода из трудных жизненных ситуаций.
· МАК «Сага», «Persona», «Personita», «Дельфин» и много-много других замечательных колод. Конечно, я как автор и коллекционер, имею в своём арсенале огромное количество колод, но, как это часто бывает, активно использую 3-4 колоды: портретную, сказочную, сюжетную и с эмоциями. Но даже если в настоящее время у вас только одна колода – смело начинайте работать. Любой коллекционер и специалист начинает с одной колоды. Количество не говорит о профессионализме.

Ну и конечно же, важным умением психолога остаётся задавание правильных вопросов и умение слушать и слышать ребёнка. Вот некоторые из них:
· Что ты видишь на этой карте?
· Кто или что в ней является главным?
· Ты есть на этой картинке?
· Что чувству(ет)ют геро(й)и, изображенные на ней? Как ты это понял?
· Знакомы ли тебе такие чувства? В каких ситуациях тебе приходилось их испытывать?
· Как бы ты поступил в ситуации, в которой оказался главный герой?
· Почему с ним это произошло? Что ты об этом думаешь?
· А что может произойти дальше? Почему?
· Если бы ты был советчиком/другом/волшебником/мудрой совой что бы ты ему посоветовал/порекомендовал?
· Чего не хватает на этой карте? Что хотелось бы добавить? А может быть, наоборот, что-то хочется убрать? Почему?

Конечно, вопросов может быть гораздо больше. Это всего лишь пример. Главное, чтобы они были заданы в существующую тему и были понятны ребенку.

А в конце предлагаю упражнение «Сыщик», которое мы придумали с Мишей (имя изменено) 8 лет. Название придумал сам Миша. Ребёнок учился в первом классе, и учитель постоянно жаловалась родителям, что он очень невнимателен. Начинали мы с очень простой колоды «Сага». В ней можно подбирать картинки от простых к более сложным (сюжетным) . Количество карт зависит от возраста и уровня развития ребёнка. Мы начали с 6 карт. В дальнейшем, при активной помощи родителей, мы дошли до 15! Ну а потом учитель перестал делать замечания.

Упражнение «Сыщик» (авторы: я и Миша):
В одном очень уютном и мирном городке, где все жители знали друг друга, завёлся воришка. Каждую ночь он похищал какую-то вещь, принадлежащую горожанам. Все понимали, что вор что-то украл, но вот что именно – никто не мог вспомнить. И тогда жители города пригласили очень внимательного и опытного сыщика Мишу.
Итак, Миша закрывает глаза, а я (воришка) убираю одну карту и прячу её в общей колоде. Задача сыщика, после того, как он откроет глаза, отыскать её в колоде.
Думаете это легко и просто? А вот попробуйте! И если у вас получится – вы настоящий сыщик!