Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте.
Дмитриева Оксана Леонидовна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №201 «Островок детства» г. Чебоксары
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой деятельности, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Рисование нетрадиционными техниками дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом для создания маленьких шедевров. В детском возрасте простое, базовое рисование не так интересно. Юным художникам хочется создать что-то особенное. Гораздо интереснее показать ребёнку нетрадиционные техники рисования.
Цель нетрадиционной техники:
Развивать творческие, художественно–эстетические способности, творческое воображение. Совершенствовать навыки рисования. Создавать новое, используя нетрадиционные техники изображения.
Задачи:
1. Формировать у детей художественно–творческие способности и активность в достижении цели.
2. Развивать свободу изобразительных движений руки, плавность, ритм движений.
3. Обучать техническим, изобразительным навыкам и умениям в нетрадиционных техниках.
4. Развивать творческое воображение.
5. Видеть красоту созданного изображения.
6. Расширять знания об изобразительном искусстве, обогащать представление о предметах и явлениях действительности.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
-коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- свобода выбора материалов и техник.
Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту:
- бумага разной фактуры, формы и размера;
- гуашевые и акварельные краски;
- кисти; кисти из щетины;
- восковые и цветные мелки;
- маркеры, фломастеры;
- простые и цветные карандаши;
- графитный карандаш или уголь, свеча;
- глина, пластилин, соленое тесто
Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно начинать с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:
-рисование пальчиками, ладошками
-рисование тычками из поролона, ватными палочками
-печатание листьями, картофелем, морковкой;
-Рисование свечой, углем
В среднем и старшем дошкольном возрасте - нетрадиционные техники:
- Рисование свечой, углем;
- Кляксография с трубочкой;
- Монотипия;
- Набрызг;
- Восковые мелки + акварель;
- Оттиск смятой бумагой;
- Рисование поролоном;
- Гравюра (граттаж);
- Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;
- Тиснение;
- Тычок жесткой (щетина) полусухой кистью;
- Рисование по сырому;
- Кляксография с ниткой;
- Рисование на ткани;
- Рисование солью
Штампики из ниток (с детьми младшего дошкольного возраста)
Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность. Материалы: 1.Нить шерстяная; 2.Основа; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.Рисуем ладошками (с детьми среднего дошкольного возраста)
Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.
Кляксография
( с детьми старшего дошкольного возраста)
Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо ручки , ножки ,улыбку.
Материалы: 1.Акварель; 2.Трубочка; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.
Основная задача педагога – ввести ребенка в сложный и многообразный мир искусства, сформировать творческую личность, умеющую применять свои знания в других видах деятельности, в повседневной жизни.
Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение. Это позволит сделать рисование доступными , содержательными и познавательным.
Отсюда следует вывод: художественное творчество (нетрадиционное рисование) – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений.