Проектирование учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
2023-10-30 17:00
Проектирование учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
Ануфриева Ольга Всеволодовна
старший методист МАОУДО «ДДЮТ» г.Чебоксары
Очень часто педагоги дополнительного образования, особенно молодые специалисты, затрудняются в понимании технологии написания плана учебного занятия. Нет четкого понимания в таких понятиях, как типы, структура занятий и многое другое. Испытывают трудности в целеполагании, в определении методов и технологий. Изучив методическую литературу по этой теме и используя разные учебные источники, получилось составить эти методические рекомендации.
Введение Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях? Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.
Примерная модель занятия в ОУ ДОД Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает: · учебно-тематический план реализуемой образовательной программы; · согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы; · определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими; · определяются тип и структура занятия; · его тема, цель, задачи.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и тд.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
Основные требования к современному занятию. · Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. · Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. · Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др. · Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии. · Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д. · Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.
Основные принципы обучения Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России: · научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания); · природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся); · последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему); · доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков); · сознательности и активности; · наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию); · индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении; · заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей); · обеспечение отбираемой информации.
Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД: · репродуктивный; · словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация. · методы практической работы; · метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров; · исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке. · методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.; · проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел; · метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра; · наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы; · использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий: · анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование; · психологические тесты; · создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); · психологический театр; · деловая игра.
Общие требования к написанию плана-конспекта занятия Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены: · цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия; · учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы; · образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала; · ведущие виды деятельности участников занятия; · структура занятия и обоснование последовательности его этапов; · содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия; · мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия; · формы и способы взаимодействия с детьми, общение; · диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия; · приемы управления вниманием, активизация детей; · типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации; · образцы корректирующих упражнении; · приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом; · диагностика результатов занятия, подведение итогов.
МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ:
1. Психогимнастика. Этот метод строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Упражнения в психогимнастике направлены на следующие цели; уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы и выработка умения выражать свои чувства, понимать чувства, мысли, желания свои и другого человека. Упражнения на снятие напряжения состоят из простейших движений: Я иду по воде, по горячему песку, спешу на занятия, возвращаюсь из школы, упражнение "Третий лишний", невербальное приветствие, прощание с членами коллектива. Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции с партнером (предполагается уменьшение пространственной дистанции): разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком, успокоить обиженного человека, выразить прикосновением свое отношение к другому человеку и т.д.
2. Арттерапия - воздействие искусством. В данном случае используется проективный рисунок. Его тема задается руководителем группы или же дается свободная тема. Примерные темы: какой я, каким бы я хотел быть, я среди друзей, я в данном коллективе, каким я кажусь окружающим, мое настроение в коллективе. Рисунки могут вывешиваться и обсуждаться всеми членами коллектива; Может быть другой вариант рисования - вся группа рисует одну картину. В этом случае обсуждается участие каждого члена группы, характер вклада и особенности взаимодействия его с другими участниками рисования. По цвету, характеру рисунков можно посмотреть эмоциональное состояние коллектива в целом и каждого в отдельности.
3. Натуротерапия - воздействие природы. Выходы на природу всем коллективом способствуют раскрепощению, эмоциональному сближению и сплочению коллектива.
4. Логотерапия - разговорный метод. Руководителю коллектива необходимо как можно больше разговаривать с детьми. Обсуждать их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими. Использование вербальных игровых упражнений способствует познанию друг друга, взаимопониманию, расширению эмоционального поля ребенка. Эти методы доступны, просты и могут широко использоваться в работе педагогов УДО.
Заключение Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Необходимо понимать, что главное на таких занятиях – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.
Любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно знать, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.