Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе
с детьми старшего дошкольного возраста
Михайлова Лариса Анатольевна, МБДОУ «Детский сад №162» г. Чебоксары
Иванова Светлана Александровна, МБДОУ «Детский сад №158» г. Чебоксары
Аннотация. В статье представлен опыт работы педагогов-психологов ДОУ по применению нейропсихологических игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития и коррекции эмоционально – волевой, познавательной и интеллектуальной сфер развития.
В последние несколько лет тема развития межполушарных связей у детей с использованием разнообразных движений стала актуальной. Причин этому много. Одна из них – это недостаточная физическая активность детей, что приводит к плохому снабжению клеток голоного мозга кислородом. Жалобы педагогов на наблюдаемые трудности в обучении, сложности в поведении, повышенная возбудимость у дошкольников, а все эти особенности связаны с механизмами работы головного мозга и нервной системы. Такие ученые как А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М.М. Кольцова, Л. Ф. Фомина, и другие занимались исследованиями в области нейропсихологии. В ходе практических экспериментов они пришли к утверждению, что «сензитивный» период для межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст, так как кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.
В детском возрасте мозг пластичен, поэтому именно в дошкольном возрасте в образовательный процесс необходимо включать нейропсихологические игры и упражнения, которые активируют нужные зоны мозга, синхронизируют работу двух полушарий, способствуют развитию психических процессов и речи, формируют пространственную ориентацию, повышают стрессоустойчивость.
Данные игры подходят для всех здоровых детей, но крайне необходимы для тех, у которых есть проблемы: задержка речевого развития (ЗРР), аутизм, дети с признаками гиперактивности и синдромом дефицита внимания, расстройства эмоционального и умственного характера.
Есть категория детей, которым противопоказаны нейроупражнения: речь идет об эпилепсии, генетических заболеваниях, психических расстройствах; с особой осторожностью – дети, у которых астма, проблемы с сердцем, дисплазия соединительной ткани.
Нейропсихологический подход в развитии дошкольников является эффективным инструментом работы педагогов. Специалисты и воспитатели ДОУ используют на занятиях, в режимных моментах, а также знакомят родителей воспитанников с комплексами игр и упражнений, которые не требует специального оборудования и успешно применяются ими дома. Совместная работа всех участников образовательного процесса оптимизирует работу, вносит новые способы взаимодействия взрослого и ребенка, создает благоприятный эмоциональный фон, активизирует нарушенные функций.
Разработано огромное количество пособий и рекомендаций. Наиболее популярными у дошкольников стали такие игры как:
- «Зеркальное рисование», «Рисование двумя руками»: детям предлагаем «прокатить» шарики по дорожкам, провести одновременно двумя руками с помощью пуговиц, мелких предметов, карандашей, по линиям. Такая нестандартная техника творчества активизировала оба полушария головного мозга, повысила умственную способность и работоспособность детей, а также сняла у них тревожность, неуверенность при выполнении заданий.
- Игра «Нейротаблица на внимание» вызывает у дошкольников большой интерес: дети находили одинаковые фигуры одновременно на обеих сторонах листа. Идентична игра «Найди и вычеркни». Такие задания помогли сконцентрировать внимание детей на картинках, держать их в поле зрения и одновременно взаимодействовать обеими руками. Дети с удовольствием играют и соревнуются друг с другом!
- Игры «Лабиринт» - любимое для многих детей задание. Готовые таблицы есть в каждой группе, и воспитанники любят с ними заниматься в свободной деятельности. Эти игры с правилами способствовали развитию логического и пространственного мышления, формированию устойчивости и концентрации зрительного внимания.
- «Пальчиковая Нейрогимнастика» пользовалась особой популярностью у дошкольников. Проводились как индивидуальные, так и подгрупповые формы работы. Похлопывания, простукивания, перекрестные движения рук первоначально вызывали трудности. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду с усложнением заданий (счет, проговаривание стихотворений, движения с динамической памятью, с закрытыми глазами) стимулировали четкую слаженность обеих рук, развивали речь ребенка.
- «Нейроигры с карандашами» имеют развивающий потенциал. Они направлены на развитие: разных видов восприятия, внимания, памяти, формирование пространственных представлений, умения прогнозировать свои результаты. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами левой и правой руки, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. В играх «Добывание огня», «Пропеллер», «Ступеньки», «Передай другому пальчику», «Пять карандашей» дошкольники синхронно взаимодействуют пальцами обеих рук: прокатывают карандаши между двумя ладонями от кончиков пальцев до запястья, вращают карандаши между выпрямленными пальцами, перекладывают их между пальцами, передают карандаши каждому пальчику поочередно, поднимают с поверхности стола сначала медленно, потом быстро.
Разнообразный практический материал, разные виды заданий, соревновательный момент создавал у детей интерес и желание работать двумя руками одновременно. Если в начале года дети испытывали сложности при выполнении заданий, отмечали, что работать правой рукой привычней, то с каждым занятием и в режимные моменты старшие дошкольники целенаправленно включали в работу и левую руку. Воспитатели отмечали, что дети стали лучше запоминать информацию, выполнять задания, требующие концентрации внимания, легко переключались с одной деятельности на другую, были активны на занятиях.
В большинстве же случаев эти игры для детей несут лишь пользу. Нейропсихологическое сопровождение образовательного процесса является значимым и важным, так как нейропсихологическая профилактика и (или) коррекция в дальнейшем способствует более успешному обучению детей в школе и помогает им взаимодействовать со сверстниками.
В последние несколько лет тема развития межполушарных связей у детей с использованием разнообразных движений стала актуальной. Причин этому много. Одна из них – это недостаточная физическая активность детей, что приводит к плохому снабжению клеток голоного мозга кислородом. Жалобы педагогов на наблюдаемые трудности в обучении, сложности в поведении, повышенная возбудимость у дошкольников, а все эти особенности связаны с механизмами работы головного мозга и нервной системы. Такие ученые как А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М.М. Кольцова, Л. Ф. Фомина, и другие занимались исследованиями в области нейропсихологии. В ходе практических экспериментов они пришли к утверждению, что «сензитивный» период для межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст, так как кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.
В детском возрасте мозг пластичен, поэтому именно в дошкольном возрасте в образовательный процесс необходимо включать нейропсихологические игры и упражнения, которые активируют нужные зоны мозга, синхронизируют работу двух полушарий, способствуют развитию психических процессов и речи, формируют пространственную ориентацию, повышают стрессоустойчивость.
Данные игры подходят для всех здоровых детей, но крайне необходимы для тех, у которых есть проблемы: задержка речевого развития (ЗРР), аутизм, дети с признаками гиперактивности и синдромом дефицита внимания, расстройства эмоционального и умственного характера.
Есть категория детей, которым противопоказаны нейроупражнения: речь идет об эпилепсии, генетических заболеваниях, психических расстройствах; с особой осторожностью – дети, у которых астма, проблемы с сердцем, дисплазия соединительной ткани.
Нейропсихологический подход в развитии дошкольников является эффективным инструментом работы педагогов. Специалисты и воспитатели ДОУ используют на занятиях, в режимных моментах, а также знакомят родителей воспитанников с комплексами игр и упражнений, которые не требует специального оборудования и успешно применяются ими дома. Совместная работа всех участников образовательного процесса оптимизирует работу, вносит новые способы взаимодействия взрослого и ребенка, создает благоприятный эмоциональный фон, активизирует нарушенные функций.
Разработано огромное количество пособий и рекомендаций. Наиболее популярными у дошкольников стали такие игры как:
- «Зеркальное рисование», «Рисование двумя руками»: детям предлагаем «прокатить» шарики по дорожкам, провести одновременно двумя руками с помощью пуговиц, мелких предметов, карандашей, по линиям. Такая нестандартная техника творчества активизировала оба полушария головного мозга, повысила умственную способность и работоспособность детей, а также сняла у них тревожность, неуверенность при выполнении заданий.
- Игра «Нейротаблица на внимание» вызывает у дошкольников большой интерес: дети находили одинаковые фигуры одновременно на обеих сторонах листа. Идентична игра «Найди и вычеркни». Такие задания помогли сконцентрировать внимание детей на картинках, держать их в поле зрения и одновременно взаимодействовать обеими руками. Дети с удовольствием играют и соревнуются друг с другом!
- Игры «Лабиринт» - любимое для многих детей задание. Готовые таблицы есть в каждой группе, и воспитанники любят с ними заниматься в свободной деятельности. Эти игры с правилами способствовали развитию логического и пространственного мышления, формированию устойчивости и концентрации зрительного внимания.
- «Пальчиковая Нейрогимнастика» пользовалась особой популярностью у дошкольников. Проводились как индивидуальные, так и подгрупповые формы работы. Похлопывания, простукивания, перекрестные движения рук первоначально вызывали трудности. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду с усложнением заданий (счет, проговаривание стихотворений, движения с динамической памятью, с закрытыми глазами) стимулировали четкую слаженность обеих рук, развивали речь ребенка.
- «Нейроигры с карандашами» имеют развивающий потенциал. Они направлены на развитие: разных видов восприятия, внимания, памяти, формирование пространственных представлений, умения прогнозировать свои результаты. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами левой и правой руки, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. В играх «Добывание огня», «Пропеллер», «Ступеньки», «Передай другому пальчику», «Пять карандашей» дошкольники синхронно взаимодействуют пальцами обеих рук: прокатывают карандаши между двумя ладонями от кончиков пальцев до запястья, вращают карандаши между выпрямленными пальцами, перекладывают их между пальцами, передают карандаши каждому пальчику поочередно, поднимают с поверхности стола сначала медленно, потом быстро.
Разнообразный практический материал, разные виды заданий, соревновательный момент создавал у детей интерес и желание работать двумя руками одновременно. Если в начале года дети испытывали сложности при выполнении заданий, отмечали, что работать правой рукой привычней, то с каждым занятием и в режимные моменты старшие дошкольники целенаправленно включали в работу и левую руку. Воспитатели отмечали, что дети стали лучше запоминать информацию, выполнять задания, требующие концентрации внимания, легко переключались с одной деятельности на другую, были активны на занятиях.
В большинстве же случаев эти игры для детей несут лишь пользу. Нейропсихологическое сопровождение образовательного процесса является значимым и важным, так как нейропсихологическая профилактика и (или) коррекция в дальнейшем способствует более успешному обучению детей в школе и помогает им взаимодействовать со сверстниками.