Формирование элементарных математических представлений в средней группе с использованием пособий В.В.Воскобовича
Егорова Светлана Львовна
МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского МО
Программное содержание:
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (налево, направо). Формировать умения классифицировать фигуры по цвету. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (за, около, над). Совершенствовать умение сравнивать предметы путем приложения друг к другу, отображать результаты сравнения в речи, используя прилагательные длиннее, короче.
Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности. Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.
Воспитывать умение работать в коллективе, сотрудничать друг с другом, формировать умение детей доброжелательно общаться друг с другом.
Методические приемы:
Приветствие «Хорошее настроение», сюрпризный момент –звон колокольчика,
игровое упражнение «Выбери дорожку», развивающая игра «Нетающие льдинки Озера Айс», игровая ситуация «Собираем ягодки и цветочки», развивающее упражнение «Игровизор».
Материал и оборудование: мольберт, картинка- колокольчик, две веревки разной длины, две стрелки, прозрачные льдинки Озера Айс, двухцветные квадраты Воскобовича, синий коврик (имитация речки), пособие «Фиолетовый лес», кружочки на липучке разного цвета и размера, Пчелка Жужа, гусеничка Фифа, медвежонок Мишик, «Игровизор», маркеры.
Предварительная работа:
-слушание сказок «Приключения в Фиолетовом лесу»
-выполнение игровых заданий на «Игровизоре»
-игры с разноцветными кружочками разного цвета и размера.
Ход занятия:
Воспитатель: дорогие ребята, к нам сегодня пришли гости. Я предлагаю вам поздороваться с ними.
А теперь я приглашаю вас в кружочек, и предлагаю поймать хорошее настроение в свои маленькие ладошки и сжав его крепко-крепко, поделиться друг с другом. Ну вот теперь, я надеюсь, что у нас у всех хорошее настроение на целый день.
(В это время слышится звон колокольчика).
Воспитатель: что же это за звук, ребята? (воспитатель обращает внимание детей на доску. Наверху картинка - веселый колокольчик).
Ребята, да это снова поступил для нас сигнал из Сказочного фиолетового леса.
Кто же нас туда приглашает на этот раз? Посмотрим? (открывается мольберт, на которую прикреплены медвежонок Мишик, две стрелки, обозначающие направление вправо и влево, две шнурка разной длины).
Воспитатель: это же наш любимый герой медвежонок Мишик. Он приготовил для нас сюрпириз: два шнурка и две стрелки. А для чего же он приготовил нам эти стрелочки и два шнурочка? А вы как думаете, ребята?
(варианты ответов детей и выбор способа применения веревок и стрелок)
Воспитатель: я тоже с вами согласна ребята. Эта стрелка нам указывает дорогу налево. А эта- вправо. А со шнурками что будем делать?
(ответы детей)
Воспитатель: как же мы узнаем, какая дорога короче, какая длиннее? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, я тоже так думаю: нужно наложить шнурочки друг на друга и мы сразу увидим, какой из них короче, а какой длиннее. Какие же вы молодцы, ребята! А теперь мы все вместе решим, в какую сторону и по какой дороге мы пойдем, чтобы быстрее добраться в наш сказочный лес.
(ответы детей).
Воспитатель: ну что же, тогда пора в путь.
Мы идем, идем, идем
Никогда не устаем!
Все преграды на пути
Можем запросто пройти!
(воспитатель с детьми шагают друг за другом и подходят к «речке»)
Воспитатель: ой, ребята, а у нас то на пути речка. Как же мы через не перейдем?
(ответы детей).
Воспитатель: из чего мы можем смастерить их? (ответы детей и выбор материала).
Какие вы молодцы! Конечно же можно построить кораблики, лодочки, парусники и смело переплыть на них через речку.
(дети складывают кораблики, лодочки, парусники из двухцветных квадратов и прозрачных льдинок).
Воспитатель: какие интересные виды водного транспорта вы построили. Теперь переплывем на другой берег и продолжим путь.
Мы идем, идем, идем
Никогда не устаем!
Воспитатель: вот мы и пришли в лес, но, чтобы туда попасть, нам нужно закрыть глазки и произнести волшебное заклинание: кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи!
А теперь, открывайте свои глазки.
Здравствуй, лес, волшебный лес,
Полный сказок и чудес!
Как же здесь красиво, правда, ребята!
Вот и медвежонок Мишик нас встречает, чуть грустный почему-то.
Воспитатель: а почему ты один, где все твои друзья?
Медвежонк Мишик: недавно у нас в лесу прошелся очень сильный разноцветный дождик, спрятал все цветочки для Пчелки Жужи и ягодки для Гусенички Фифы, а у меня сломалась лестница. Из-за этого мы все немножко расстроились. Я боюсь, что мы сами не справимся.
Воспитатель: мне кажется, что им нужна наша с вами помощь. Правда, ребята. Поможем? А где же Пчелка Жужа и гусеничка Фифа?
Медвежонок Мишик: они ведь тоже спрятались.
Воспитатель: ребята, а может быть вы их видите?
(ответы детей)
Воспитатель: где спряталась Пчелка Жужа? (ответы детей)
А гусеничка Фифа? (ответы детей)
Воспитатель: оказывается, Жужа любит только желтые цветочки, которые растут на полянке, а гусеничка Фифа - все красные ягодки. Я предлагаю вам разделиться на две команды, найти и приклеить для Жужи все желтые цветочки, а для фифы все красные ягодки.
(дети заклеивают желтые и красные кружочки на полянку)
Воспитатель: какие цветочки собрали, вы ребята для пчелки Жужи? А какие ягоды для гусенички Фифы?
(ответы детей)
Воспитатель: вот мы и помогли друзьям Мишика. Лесная полянка стала еще красивей. Молодцы, ребята. Все постарались. Собрали много красных больших и маленьких ягод для Фифы, много желтых цветочков разного размера для Жужи.
А теперь нам нужно починить лестницу для медвежонка Мишика. Для этого у нас есть игровизоры и маркеры. Посмотрите, пожалуйста, ребята на лестницы: у них сломались все ступеньки.
(ответы детей)
(дети дорисовывают маркером ступеньки)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все очень постарались и помогли жителям
Фиолетового леса. Все вам говорят большое спасибо.
Воспитатель: ну а нам пора обратно в детский сад. Снова закроем глазки, произнесем волшебное заклинание: кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи! и вернемся в свою группу.
Воспитатель: ребята, куда мы сегодня с вами сходили?
Что мы там делали?
Что вам больше всего понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель: Мне тоже все понравилось и скоро мы снова вернемся в наш сказочный лес.
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (налево, направо). Формировать умения классифицировать фигуры по цвету. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (за, около, над). Совершенствовать умение сравнивать предметы путем приложения друг к другу, отображать результаты сравнения в речи, используя прилагательные длиннее, короче.
Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности. Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.
Воспитывать умение работать в коллективе, сотрудничать друг с другом, формировать умение детей доброжелательно общаться друг с другом.
Методические приемы:
Приветствие «Хорошее настроение», сюрпризный момент –звон колокольчика,
игровое упражнение «Выбери дорожку», развивающая игра «Нетающие льдинки Озера Айс», игровая ситуация «Собираем ягодки и цветочки», развивающее упражнение «Игровизор».
Материал и оборудование: мольберт, картинка- колокольчик, две веревки разной длины, две стрелки, прозрачные льдинки Озера Айс, двухцветные квадраты Воскобовича, синий коврик (имитация речки), пособие «Фиолетовый лес», кружочки на липучке разного цвета и размера, Пчелка Жужа, гусеничка Фифа, медвежонок Мишик, «Игровизор», маркеры.
Предварительная работа:
-слушание сказок «Приключения в Фиолетовом лесу»
-выполнение игровых заданий на «Игровизоре»
-игры с разноцветными кружочками разного цвета и размера.
Ход занятия:
Воспитатель: дорогие ребята, к нам сегодня пришли гости. Я предлагаю вам поздороваться с ними.
А теперь я приглашаю вас в кружочек, и предлагаю поймать хорошее настроение в свои маленькие ладошки и сжав его крепко-крепко, поделиться друг с другом. Ну вот теперь, я надеюсь, что у нас у всех хорошее настроение на целый день.
(В это время слышится звон колокольчика).
Воспитатель: что же это за звук, ребята? (воспитатель обращает внимание детей на доску. Наверху картинка - веселый колокольчик).
Ребята, да это снова поступил для нас сигнал из Сказочного фиолетового леса.
Кто же нас туда приглашает на этот раз? Посмотрим? (открывается мольберт, на которую прикреплены медвежонок Мишик, две стрелки, обозначающие направление вправо и влево, две шнурка разной длины).
Воспитатель: это же наш любимый герой медвежонок Мишик. Он приготовил для нас сюрпириз: два шнурка и две стрелки. А для чего же он приготовил нам эти стрелочки и два шнурочка? А вы как думаете, ребята?
(варианты ответов детей и выбор способа применения веревок и стрелок)
Воспитатель: я тоже с вами согласна ребята. Эта стрелка нам указывает дорогу налево. А эта- вправо. А со шнурками что будем делать?
(ответы детей)
Воспитатель: как же мы узнаем, какая дорога короче, какая длиннее? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, я тоже так думаю: нужно наложить шнурочки друг на друга и мы сразу увидим, какой из них короче, а какой длиннее. Какие же вы молодцы, ребята! А теперь мы все вместе решим, в какую сторону и по какой дороге мы пойдем, чтобы быстрее добраться в наш сказочный лес.
(ответы детей).
Воспитатель: ну что же, тогда пора в путь.
Мы идем, идем, идем
Никогда не устаем!
Все преграды на пути
Можем запросто пройти!
(воспитатель с детьми шагают друг за другом и подходят к «речке»)
Воспитатель: ой, ребята, а у нас то на пути речка. Как же мы через не перейдем?
(ответы детей).
Воспитатель: из чего мы можем смастерить их? (ответы детей и выбор материала).
Какие вы молодцы! Конечно же можно построить кораблики, лодочки, парусники и смело переплыть на них через речку.
(дети складывают кораблики, лодочки, парусники из двухцветных квадратов и прозрачных льдинок).
Воспитатель: какие интересные виды водного транспорта вы построили. Теперь переплывем на другой берег и продолжим путь.
Мы идем, идем, идем
Никогда не устаем!
Воспитатель: вот мы и пришли в лес, но, чтобы туда попасть, нам нужно закрыть глазки и произнести волшебное заклинание: кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи!
А теперь, открывайте свои глазки.
Здравствуй, лес, волшебный лес,
Полный сказок и чудес!
Как же здесь красиво, правда, ребята!
Вот и медвежонок Мишик нас встречает, чуть грустный почему-то.
Воспитатель: а почему ты один, где все твои друзья?
Медвежонк Мишик: недавно у нас в лесу прошелся очень сильный разноцветный дождик, спрятал все цветочки для Пчелки Жужи и ягодки для Гусенички Фифы, а у меня сломалась лестница. Из-за этого мы все немножко расстроились. Я боюсь, что мы сами не справимся.
Воспитатель: мне кажется, что им нужна наша с вами помощь. Правда, ребята. Поможем? А где же Пчелка Жужа и гусеничка Фифа?
Медвежонок Мишик: они ведь тоже спрятались.
Воспитатель: ребята, а может быть вы их видите?
(ответы детей)
Воспитатель: где спряталась Пчелка Жужа? (ответы детей)
А гусеничка Фифа? (ответы детей)
Воспитатель: оказывается, Жужа любит только желтые цветочки, которые растут на полянке, а гусеничка Фифа - все красные ягодки. Я предлагаю вам разделиться на две команды, найти и приклеить для Жужи все желтые цветочки, а для фифы все красные ягодки.
(дети заклеивают желтые и красные кружочки на полянку)
Воспитатель: какие цветочки собрали, вы ребята для пчелки Жужи? А какие ягоды для гусенички Фифы?
(ответы детей)
Воспитатель: вот мы и помогли друзьям Мишика. Лесная полянка стала еще красивей. Молодцы, ребята. Все постарались. Собрали много красных больших и маленьких ягод для Фифы, много желтых цветочков разного размера для Жужи.
А теперь нам нужно починить лестницу для медвежонка Мишика. Для этого у нас есть игровизоры и маркеры. Посмотрите, пожалуйста, ребята на лестницы: у них сломались все ступеньки.
(ответы детей)
(дети дорисовывают маркером ступеньки)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все очень постарались и помогли жителям
Фиолетового леса. Все вам говорят большое спасибо.
Воспитатель: ну а нам пора обратно в детский сад. Снова закроем глазки, произнесем волшебное заклинание: кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи! и вернемся в свою группу.
Воспитатель: ребята, куда мы сегодня с вами сходили?
Что мы там делали?
Что вам больше всего понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель: Мне тоже все понравилось и скоро мы снова вернемся в наш сказочный лес.