Педагогическая копилка

Формирование коммуникативной культуры педагога

Формирование коммуникативной культуры педагога

Алексеева Анастасия Викторовна, Игнатьева Ирина Николаевна

Методисты МАОУДО «ДДЮТ»


Цель: создать условия для раскрытия способностей, формирования коммуникативной культуры
Задачи: Обучающие: - познакомить с приемами общения
Развивающие: - развивать коммуникативную культуру
-развивать способность к саморазвитию
Воспитывающие: - воспитывать культуру поведения и коммуникативного общения.
Оборудование: мультимедийная аппаратура (ноутбук, экран, проектор)

Единственная известная мне роскошь –

это роскошь человеческого общения

Антуана де Сент Экзюпери


Ход:

-Добрый день. Сегодня мы вам хотим предложить материал, который вам поможет в вашей практике, как педагогам. Этот материал можно использовать в работе с вашими детьми в детских объединениях, также можно провести родительское собрание по данной теме и наконец, поможет вам самим при взаимодействии с другими людьми. Сегодня мы с вами будем учиться общаться и доверять себе и друг другу, раскрывая свои коммуникативные способности. Если будут возникать вопросы — задавайте их.

Скажите пожалуйста, кто из вас любит общаться. Я вижу, что среди нас людей, настроенных на общение, немало.
 
Человек-существо общественное, и не важно, любит ли он компанию или одиночество, большую часть жизни он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроение, состояние его здоровья - словом, вся его жизнь. Поэтому!!!

Чтобы общение приносило радость, спокойствие, уважение каждый человек должен овладеть коммуникативной культурой.
Коммуникативная культура (Слайд)
 -совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных ситуациях. 
Коммуникация (как связь и общение) — от лат. «communicatio» — сообщение, передача и от «communicare» — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать.

В коммуникативную культуру входят:эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления и культура речи.
 
Возникает вопрос: что же такое общение? (ответы)
Общение (слайд) - это способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, умение внимательно и активно слушать, осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Таким образом, мы говорим, что общение-  это: (Слайд)
            1.Стремление к пониманию.
2.Стремление быть понятым.
3.Внимание и внимательность не только к знакомым людям.
4.Мужество самовыражения.
Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».
К примеру, О - объединение, открытость;
Б-близость, безопасность; Щ- щедрость, Е-единение, единомыслие; Н-необходимость, направление, И-искренность, истина
-Поднимите руку те, кто любит общаться.
-        Мы видим, что людей, открытых для общения, здесь немало.
Способность к общению - это дар или то, чему можно научиться?
Способность к общению включает в себя:
1)   Желание вступать в контакт с окружающими (Слайд)
«Я хочу!»
2)   Умение организовывать общение. (Слайд)
«Я умею!»
включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать (эмпатия), умение решать конфликтные ситуации.
3)   Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим. (Слайд)
«Я знаю!»
-Вы понимаете, что имея желание общаться, умея организовывать общение и зная нормы и правила общения вы овладеваете коммуникативной культурой. И сейчас мы с вами на практике будем овладевать коммуникативной культурой.

Сейчас вам необходимо разделиться на 3 равные группы и для вас задания:
1группа: назовите условия необходимые для гармоничного общения.
2 группа: перечислите качества личности, необходимые для успешного общения.
3 группа: перечислите качества личности, мешающие успешному общению.
Задания:
1группа: назовите условия необходимые для гармоничного общения.
Для общения необходимы следующие условия:
1. Материал для общения, то есть - чем общаться, что пробуждает общаться - внутренние чувства, мысли. Важно выбрать правильную тему для разговора, чтобы собеседники одинаково мыслили, их волновали одни и те же вопросы.
2. Иметь объект- с кем общаться. Разговор состоится, если в нем участвует не менее двух человек.
3. Средство, приемы общения. Общаться можно словом, жестом, мимикой, глазами.
4. Выбрать приспособление, то есть найти форму, средства общения с данным объектом при данных предлагаемых обстоятельствах, необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства одного говорящего становятся доступными и понятными другому.
5. обоюдное желание вести диалог. Причины этому бывают разные: недомогание, усталость, хандра, желание сосредоточиться на каком-то деле, обдумать его. В таких случаях следует помнить о культуре общения. Не надо навязываться с разговором. Чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, - прекратите разговор, подождите, когда у партнера появится необходимость в общении.
6.Удачный выбор времени, места, окружающей обстановки для общения.

2 группа: перечислите качества личности, необходимые для успешного общения.
 Качества личности, необходимые для гармоничного общения:
Умение слышать и слушать другого человека
Тактичность
Умение убеждать
Интуиция
Наблюдательность
Душевность
Энергичность
Открытость
Доверие
Взаимопонимание
эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;
 доброжелательность — уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;
аутентичность — способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
конкретность — умение говорить о конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
 инициативность — способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
непосредственность — умение говорить и действовать напрямую;
открытость — готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;
принятие чувства — умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;
 толерантность, терпимость-в случае возникновения трений или конфликтов — умение «с глазу на глаз» поговорить с другим человеком и, не допустив обострения ситуации, выяснить источники разногласий, найти компромисс; готовность в некоторых случаях пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а стремясь установить пусть не дружеские, но открытые и ровные отношения, прийти к какому-то соглашению
 самопознание-исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, видение себя «со стороны» и стремление воспользоваться для этого помощью окружающих, готовность прислушиваться к их мнению, но при этом самому быть автором своей самооценки (ведь только ты сам знаешь, какой ты на самом деле); к конфликтам следует относиться как к новому опыту взаимоотношений, а к высказываемой людьми критике — как к новой информации, важной для более глубокого самопознания.

3 группа: перечислите качества личности, мешающие успешному общению.
нетерпимость
раздражительность
невоспитанность
несдержанность
 вспыльчивость
 конфликтность
 лживость

Группы работают сообща, затем от каждой группы представитель объявляет результаты мозгового штурма.
-Поработав в группах - вы можете проанализировать, какие качества вам уже присущи, а какими нужно овладеть.

2. «Три мушкетера».
Три вещи, которые мы все любим:
1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

Три вещи, которые мы все не любим:
1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

В этом мы отличаемся друг от друга:

Имя:______________Я отличаюсь от других тем, что я _____________________________________________________________

Имя:______________Я отличаюсь от других тем, что я _____________________________________________________________

Имя:______________Я отличаюсь от других тем, что я _____________________________________________________________
-Как вы думаете, на что направлено это упражнение. Вывод:1.-лучше узнать друг друга; 2. Все люди разные, отличаются друг от друга; 3.Но….все же - есть общие точки соприкосновения, на которые следует делать упор при общении
3. «Я единственный в этом зале…».
- Каждый человек неповторим, у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои особенности. Сейчас каждому из вас следует подумать и назвать такое качество, характеристику или этап из жизни-то, что приемлемо только вам. Например: «Я единственная в этом зале, которая в течение 10 лет обучения в школе училась в 4-х школах.
- Следующая игра помогает наладить доброжелательную обстановку между участниками
4.«Я хочу с тобой дружить»
Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку. И сам становится водящим в игре.

5. «Аплодисменты по кругу»
Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов- они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнера. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.

Рефлексия
Рефлексия позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку 
1. Точная информация о сегодняшней встрече (что, где, когда)
2.Передать эмоции, которые были на мастер-классе (мое настроение)
3.Положительные моменты мастер-класса
4. На мастер-классе я узнал (полезная информация)
5. Общий итог (вывод)

 Ритуал прощания «Подари эмоцию соседу» (улыбнись). По часовой стрелке.