Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальными всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребенка настолько велико, что задачи по ее формированию занимают особое место в воспитании.
Одним из ведущих направлений развития дошкольного образования в республике сегодня является реализация Закона «О языках Чувашской Республики». В процессе освоения чувашского языка ребенок приобщается к культуре народа, его духовным и материальным ценностям, знакомится с историей чувашского края, что закладывает прочный фундамент для формирования начала национального самосознания. Полноценное овладение чувашским языком в максимально подходящий для этого период, формирование у детей способности успешно строить со взрослыми и со сверстниками коммуникацию, является необходимым условием развития личности ребенка. Существуют различные взгляды в вопросе обучения детей дошкольного возраста второму языку.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, частушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях шести-семи лет.
В условиях нашей республики обучение дошкольников языку протекает в весьма сложной ситуации. Дети с раннего возраста находятся в окружении двух самостоятельно существующих языков. Чувашскую речь, как и русскую, дети слышат всюду: в семье, по радио и телевидению, а кино и в театре. В школах в детских садах на современном этапе уделяют большое внимание изучению двух основных языков.
Обучение чувашскому языку в русскоязычных ДОУ начинается со среднего дошкольного возраста. Во многих детских садах он вводится со старшей группы. Есть отдельные разработки М. К. Волкова. 3. С Капустиной, о И. Печникова, СГ Михайловой. М. И. Скворцова.
Историю собирания и изучения детского фольклора начал С.М. Михайлов-Яндуш 1853 году. В дальнейшем разные периоды и в разной степени принимали участие в этом деле М И Золотницкий, Д.К. Магницкий, И.Я. Яковлев, Г.Т. Тимофеев, И. М. Юркин, К.В. Иванов,.Т.В. Тазухин, Н. И. Ашмарин, К. Н. Волков, М. В. Васильев др. Наиболее весомым вкладом в науку был труд В. Я. Канюкова «Детский фольклор» («Ача пача самахлахе» 1964 год), является первым в чувашской фольклористике обобщающим исследованием детского фольклора.
Обучение русскоязычных дошкольников чувашской речи как неродной ставит перед педагогом воспитательные, развивающие и образовательные задачи. В их решении особое значение имеет использование художественных произведений – творений чувашского фольклора. Художественные произведения очень удачны и при введении в речь конструкции вопроса, убеждения, отрицания. Дети упражняются в слушании собеседника, понимании вопроса, в восприятии и воспроизведении ритмико-интонационных особенностей чувашской речи. Например: -Сар ача, Сар ача, Тух-ха урама. - Мен тума? Мен тума? Сава калама.
С целью развития интереса к чувашскому языку необходимо гармонично и выразительно сочетать родную речь с малыми формами чувашского фольклора в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения (на прогулке, экскурсии, в игровой и др. видах деятельности).
В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры и свой репертуар. Как только ребенок начинает говорить, активно двигаться, он включается в процесс собственного детского творчества. Этому периоду детства свойственны хороводные и игровые песни.
Заклички и проговорки – генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву.
Обрядовая песня - самая богатая и разная область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности национальной эстетики, психологии и нравственности.
Детские песни, как правило, связаны с играми, хороводами. Это своеобразные игры-состязания с танцевальными движениями, с импровизацией, так характерной для настоящего народного искусства – это было в обычаях, в традициях народа. В них наиболее ярко отражены национальные особенности и комплексность выражения национального характера: слово, музыка, действие. С педагогических позиций ценность игры в их коллективности, в том, что они воспитывают чувство красоты, гордости за эту красоту; развивают чувашскую диалогическую речь.
Уровень развития диалогической речи можно повысить через расширение мотивационной сферы, что возможно через введение чувашского детского фольклора во все виды познавательной, самостоятельной и совместной деятельности, стимулируя при этом общение на родном языке.
Произведения устного народного творчества необходимо подбирать в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также исходя из возможности использования целенаправленной театрализованной деятельности с целью развития диалогической речи.
Работу по совершенствованию диалогической речи в театрализованной деятельности с использованием детского фольклора необходимо проводить, основываясь на следующих принципах: системность, последовательность.
Следует также шире привлекать в образовательно-воспитательный процесс родителей.
Таким образом, произведения малых жанров устного народного творчества могут стать прекрасным материалом для развития чувашской диалогической речи детей шести-семи лет в русскоязычных ДОУ.