Педагогическая копилка

Инновационные методы преподавательской деятельности на уроках хореографии

2021-12-08 20:06

Инновационные методы преподавательской деятельности на уроках хореографии

Арюхин Павел Владимирович

Педагог МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары


В статье рассматриваются вопросы внедрения в педагогическую практику инновационных методов преподавательской деятельности на уроках хореографии. Рассмотрены инновационные технологии, исследованы возможности инновационной деятельности педагога на уроках хореографии.
   Ключевые слова: хореография, обучение, инновация, инновационная деятельность педагога.
Annotation. The article deals with the introduction of innovative methods of teaching in the classroom choreography. Types of innovations are considered, possibilities of innovative activity of the teacher at choreography lessons are investigated.
Key words: choreography, training, innovation, innovative activity of the teacher.
   Незыблемым компонентом формирования устойчивой мотивации детей к занятиям хореографии является применение педагогом различных методов преподавания, включающих как традиционные, так и инновационные методы.
   Важнейшей задачей преподавателя является объединение разнообразной творческо-педагогической деятельности в комплексный процесс, создание единой учебно-воспитательной и развивающей системы. Иначе говоря, правильным является мнение Р.С. Попова, что «деятельность педагога по хореографии является единством образования (накопления необходимых знаний, формирования танцевальных навыков и умений посредством обучения), воспитания (формирования ценностных ориентаций и установок, усвоения поведенческих правил и норм), созидания (самостоятельная художественно-практическая деятельность, в ходе которой происходит развитие совокупности способностей), распространения духовных ценностей и идей (общественно-полезная деятельность средствами искусства, показ результатов творческой деятельности аудитории) и организации (руководство, самоуправление, самоорганизация)»[5, c.45].
   По мнению О.В. Буксиковой, к традиционным методам относятся методы изучения техники танца, стиля танца, манеры исполнения разных танцевальных видов, методику изучения и выполнения танцевальных движений по этапам, построения и разучивания комбинаций и композиций танца, методику владения основными формами и средствами постановочной, репетиторской деятельности [1, c.71].
   Без сомнений, традиционные методы необходимы в процессе обучения танцу, но в системе с инновационными методами.
   Инновации являются наиболее эффективным средством повышения качества образования. По мнению И.И. Цыркуна, «…нововведение всегда ориентировано на повышение эффективности и полезности практической деятельности…»[9, c.3]. Инновация означает новшество, новизну, изменение; а применительно к преподавательской деятельности –это введение нового во все компоненты педагогической системы.
   Инновационными методами являются педагогические методы с использованием нововведений, направленные на получение более высоких результатов от образовательной деятельности [4, c.38].
   Целями инновационных педагогических методов в преподавании хореографии являются:
- расширение диапазона получаемой детьми информации за счет внедрения в учебный процесс более широкого спектра учебного материала;
- формирование устойчивых знаниевых навыков и их успешное применение на практике;
- рост мотивации детей за счет внедрения в процесс обучения хореографическому искусству учебного материала отличного от традиционных, более интересного и насыщенного, основанного на тесной связи теории с практикой.
   В основе инновационных технологий лежат принципы: Целостность, Основательность, Инновационная культуросообразность, Инновационно-профессиональный подход к обучению, Непрерывность образовательного процесса.
   Таким образом, данные принципы направлены на создание целостной и эффективной системы инновационной педагогики.
   Для достижения нового качества хореографического образования используются инновационные образовательные технологии, такие как [8, c.61]: обучение в сотрудничестве, игровое обучение, проектное обучение, здоровье сберегающее обучение, информационные технологии, технологии интегрированных занятий.
   Рассмотрим данные технологии более подробно.
1. Технология обучения в сотрудничестве.
Обучение детей хореографии в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между ними в процессе достижения общей цели [3].
   Технология обучения в сотрудничестве базируется на применении методов индивидуально-групповой и командно-игровой работы.
   Индивидуально – групповая работа. Педагог делит детей на группы по четыре человека, объясняет новый материал, а затем предлагает детям закрепление материала в условиях групп. После выполнения заданий всеми группами преподаватель тестирует каждого ребенка на усвоение нового материала, танцевального движения, танцевальной композиции. Итоговая оценка выставляется группе.
   Командно – игровая работа. Дети делятся на две группы. Педагогом предлагается задание, например, построить хореографическую фигуру (игра «Построим звезду поперечными шпагатами»). В конце выполнения задания дается оценка каждой группе. Далее группы объединяются, и дается следующее задание: изображение тоннеля (дети выстраиваются мостиками друг за другом). В конце дается общая оценка группе.
   Можно выделить следующие плюсы в использовании технологии сотрудничества:
1. При работе в группах дети выясняют друг у друга все, что им не ясно. Если им все равно, что-то непонятно, то они не боятся все вместе обратиться за помощью к педагогу.
2. Каждый ребенок понимает, что успех группы зависит от умения применять полученные навыки в конкретных заданиях.
3. У детей происходит устойчивое формирование своего мнения, своего видения танцевального движения или танцевальной композиции.
 4. Работая в сотрудничестве, дети развивают свои коммуникативные навыки.
   Таким образом, обучение в сотрудничестве дает возможность сформировать у детей самостоятельность, индивидуальные возможности, толерантность, креативность, чувство товарищества.
2. Технология игрового обучения (дети дошкольного и младшего школьного возраста).
   Л.С. Выготский [2, c.56], Д.Б. Эльконин [11, c.38] изучали значение игры в становлении личности ребенка, в их работах игра рассматривается как творческая деятельность, следовательно, она является, лучшим инструментом для педагога в обучении хореографии.
   Выбор игровых форм для занятий по хореографии зависит от возраста и физического развития детей. Для детей младшего школьного возраста подходят детские подвижные игры. Их необходимо сопровождать считалками, песнями.
   На занятиях по хореографии в работе с детьми эффективно применять игры-превращения. В процессе таких игр дети перевоплощаются в животных, птиц и т.д. Они развивают способности овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их.
   В качестве игровых методов можно отметить следующие:
- игры-стретчинги;
- фантазийные игры-перевоплощения;
- сюжетные игры с центральным персонажем.
   Таким образом, занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.
3. Технология проектного обучения.
По мнению Т.П. Самоволиковой проект состоит из 5 «П» [7]:
1. Проблема;
2. Проектирование или планирование;
3. Поиск информации;
4. Продукт;
5. Презентация.
   Использование метода проектов в обучении хореографическим дисциплинам – средство, способное обеспечить высокую эффективность эстетического воспитания, ведь главная особенность проектной деятельности – осуществление ее в пространстве возможностей, где какие-либо готовые решения изначально не определены и требуется поиск, а это пробуждает фантазию, познавательную и творческую активность занимающихся, повышает самостоятельность мышления.
   Н.Ф. Яковлева выделяет следующие виды проектов в изучении танца [12, c.38]:
- проекты конструктивно-практического характера, например, трансформация игр в хореографии, создание танца или танцевального этюда на основе игры, их разбор и семантическое описание.
- сценарные проекты, предполагающие разработку сценария какого-либо мероприятия, например, «Недели национального хореографического искусства»;
- проекты по созданию композиционного плана, подбору музыкального материала, подготовке материала для создания хореографической постановки.
4. Технология здоровье сберегающего обучения.
   В настоящее время, к сожалению, такие факторы, как: неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы, социальные потрясения, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание за компьютером и телевизором, некомпетентность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, увеличение учебной нагрузки в школе, падение уровня жизни приводят к ослаблению детского организма и к дальнейшему ухудшению здоровья, влечет к серьезным функциональным заболеваниям. Поэтому, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, созданию здоровье сберегающих условий обучения.
   Согласимся с О.Г. Шиляковой, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем воспитанников [10]. Необходима организация и стимулирование личностного развития детей, развитие творческого потенциала; поиск и организация новых сценариев, мероприятий, которые способствовали бы творческому росту воспитанников, бесконечному стремлению к большему совершенствованию, умению и возможности проявить свое «Я».
5. Информационные технологии.
   Использование информационных технологий в процессе преподавания хореографии стало характерной чертой современности, необходимой для материально-технического оснащения работы хореографического коллектива. Так, применение компьютерного оснащения позволяет:
- обеспечить качественное звучание танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям,
- создавать базы музыкальных файлов;
- менять темп, звук и высотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы хореографического коллектива;
- эффективно осуществлять поиск и переработку информации для проектной деятельности и т.д.
6. Технология интегрированных занятий.
   На интегрированных занятиях по хореографии происходит синтез двух и более учебных предметов. При подготовке к такому занятию необходимо:
-ознакомление с психолого-дидактическим базисом протекания интеграционных процессов в содержании образования;
-выделение в программе по каждому предмету сходных тем или тем, имеющие общие аспекты;
- определение связи между сходными элементами знаний;
- изменение последовательности изучения тем, если в этом есть необходимость.
   В результате применения интеграции в процессе преподавательской деятельности на уроках хореографии учебная программа становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.
   Таким образом, завершая наше исследование, необходимо отметить, что, применяя инновационные методы, нельзя пренебрегать традиционными, так как опыт всегда несет в себе накопленные за долгие годы знания, которые должны передаваться из поколения в поколение.
   Конечно же необходимо помнить, что в основе занятия по хореографии должны лежать, тем не менее, традиционные методы. Однако, следует констатировать необходимость применения инновационных методов, их эффективность. В результате внедрения инновационных методик обучения повышается посещаемость детьми хореографических кружков, реализуются новые художественные проекты и формируются устойчивые коллективы.