МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского МО ЧР
Цель: повышение компетенций педагогов при оказании не директивной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.
Задачи:
Развивать коммуникативность педагогов, вербальные и невербальные способы общения
Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения
Ход
Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер- классе. Начать нашу встречу нам поможет снежинка. Я предлагаю передать ее друг другу из рук в руки, говоря друг другу добрые слова и пожелания. Подарите друг другу тепло своей души в надежде на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.
(Участники передают из рук в руки снежинку, говорят друг другу комплименты и пожелания.)
Старший воспитатель: за окном закружили снежинки, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напомнят вам о лете. Предлагаю выбрать одну, которая соответствует вашему настроению, посадить ее на свою ладонь, и посмотреть одну притчу (видео)
Видео притча “Всё в твоих руках”.
Старший воспитатель: так важно, чтобы в наших руках ребенок как эта бабочка чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. А ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное.
Старший воспитатель: я предлагаю взять по одному высказыванию и прочитав их и определить тему нашего мастер – класса.
1. «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином». 2. «Быть инициатором – миссия не из легких, но именно проявление инициативы и есть жизнь» 3. “Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам” Ральф У. Эмерсон 4. Конфуций: “Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму”. 5. «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас». Эрнест Легуве.
Педагоги рассуждают о теме мастер – класса.
Старший воспитатель: Я с вами согласна. Мы сегодня порассуждаем о развитии детской инициативы. Как вы понимаете слова «Мы живём в эпоху перемен настолько стремительных, что не можем с достаточной степенью точности описать будущее». (Рассуждения педагогов)
Старший воспитатель: В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Старший воспитатель: А что такое инициатива?
(рассуждения педагогов)
Старший воспитатель: инициатива – это почин, первый шаг в каком – либо деле; внутренне побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости, руководящая роль в каких-либо действиях.
Старший воспитатель: Я предлагаю проанализировать целевые ориентиры дошкольного образования, определённые во ФГОС и выделить ориентиры, которые непосредственно связаны с инициативностью. · проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; · способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; · ребенок способен к волевым усилиям; · пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; · способен к принятию собственных решений.
Упражнение «УЗОР»
Старший воспитатель: А сейчас я предлагаю взять по листу бумаги, сверните его пополам и оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите из центра, ещё раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.
Результаты этого упражнения доказывают, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим. И мы просто обязаны это свойство учитывать при работе с нашими детьми. Основным принципом дошкольного образования, согласно ФГОС, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, проявляет инициативу.
Для успешного создания условий развития детской инициативы мы меняем манеру действий в своей педагогической деятельности. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение «Закончи фразу» и проверить себя.
Упражнение «Закончи фразу» (составить предложение из двух частей, выполнение коллективное)
Цель:осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности. - На магнитной доске беспорядочно закреплены листки с частями фраз-предложений о позициях взрослых для успешного развития в детях инициативности и самостоятельности.
Задание: соединить части фраз. «Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …(использовать нормы и правила поведения)» «Взрослые предоставляют возможность овладевать …(социальными навыками)» «Взрослые предоставляют возможность для творческого …(самовыражения)» «Взрослые поощряют творческую …(инициативу детей)» «Взрослые создают широкие возможности для творческого …(самовыражения детей в разных видах деятельности)» «Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …(из разнообразных источников)»
Старший воспитатель: у нас получился перечень компетенций педагога для успешного развития детской инициативы. И, конечно, каждому из нас, прикладывая усилия в своей профессиональной деятельности хочется видеть положительный результат, получать отдачу от детей как своеобразную благодарность.
Старший воспитатель: предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом “Цветок”. Я предлагаю вам лепестки, на которых написаны разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности и собрать цветок. А если представим ребенка как цветок, то пронаблюдаем, как он распустится, если в нем есть инициативные качества.
Качества личности · произвольность поведения · отсутствие творческого воображения · самостоятельность · замкнутость · развитая эмоционально волевая сфера · инициатива в различных видах деятельности · стремление к самореализации · общительность · боязнь порицания, наказания · творческий подход к деятельности · пассивность · высокий уровень умственных способностей · ожидание указаний воспитателя · познавательная активность
Старший воспитатель: предлагаю составить портрет инициативного ребёнка. Стремится к ….. Умеет найти …. Включиться в …. Предложить …..
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов. – Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий. – Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? – Верно! – удивился человек. – Так бери с собой мудрость: Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым. – Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек. – Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо. Прошли годы. Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель. Они опустились перед стариком и поклонились ему. – Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника. Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал: – Меня больше радуют твои перышки...
Старший воспитатель: воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог;
Воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный. А вы какой педагог? Крылатый – красный кружок Счастливый – синий кружок Современный – желтый кружок. Разместить на мольберте.
Упражнение «Аплодисменты» Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты всем нам сначала звучат тихо, а затем становятся всё сильнее и сильнее.
Правила: Ведущий (или инициатор начала упражнения) начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.