Особенности формирования знаний о народных традициях и обычаях у детей 5-6 лет
Большакова Наталия Николаевна, Трофимова Марина Николаевна
МБДОУ «Кугесьский детский сад «Пурнеске» Чебоксарского МО ЧР
Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы формирования знаний о народных традициях и обычаях у детей 5-6 лет. Рассмотрены особенности изучения традиционной народной культуры в образовательном процессе.
Ключевые слова: народная культура, народные традиции, обычаи, патриотическое воспитание, дети, старший дошкольный возраст.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея. В задачу современного воспитателя входит решение вопроса о прогнозировании и реализации потенциала национальных традиций, обычаев, помощь в воспитании у дошкольников интереса к родной культуре.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Ничто не помогает формировать и развивать личность, как ее творческая активность, как обращение к народным традициям, народному творчеству, обрядам, песенному, устному творчеству. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.
Труды Г. Н. Волкова, А. В. Запорожца, В. Т. Кудрявцева, Т. Н. Петровой, Г. У. Эргиса, К. Г. Юнга и других посвящены поиску решения композиционного единства народных традиций, исторической реальности прошлого и архетипические образы. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе с дошкольниками обоснована в работах Л. В. Соколовой, А. Ф. Некрыловой и др.
Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина [1] отмечают, что народные традиции являются богатством, выработанным поколениями и передающим исторический опыт и культурное наследие. Прошлое и настоящее жизни связаны в каждом человеке и в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи нарушаются и теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития человека и общества в целом.
Д. А. Гусев [2] считает, что одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с элементарными понятиями и целенаправленная систематическая работа с детьми в условиях образовательного учреждения.
Развитие детей в дошкольной образовательной организации должно осуществляться с использованием этнопедагогического подхода. Педагог, обеспечивая воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями, как своего народа, так и других народов. Дети на доступном уровне должны знакомиться с народными играми, основами нравственной культуры, традициями, бытом, обычаями.
Особое место в патриотическом воспитании занимают традиции и обычаи. Знакомясь с традициями своего народа, ребенок получает возможность исторического «погружения» в прошлое, учится понимать и ощущать дух прошлых времен. Все это воздействует на чувственно-эмоциональную сферу детей и положительно влияет на формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Народные традиции – это связь поколений, на которых держатся идеи духовно-нравственной составляющей культуры народа. Народные традиции в образовании могут способствовать приобщению детей с раннего детства к общекультурным и национально-значимым ценностям, формированию общей базовой культуры. Дети становятся чувствительнее к национальному фактору и чувства национальной принадлежности зарождаются задолго до их поступления в школу. Включение ребенка в культуру собственного народа способствует развитию его личности. Через стереотипный способ поведения, воспроизводимый у отдельного народа, ребенок знакомится с народными традициями, на основе которых у него формируются патриотические чувства.
Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление уровня сформированности знаний о народных традициях и обычаях у детей 5-6 лет. Для выявления уровня сформированности знаний о народных традициях и обычаях у детей 5-6 лет был использован комплекс методик: Наблюдение за детьми. (Л.Д. Вавилова, В.И. Логинова, Г.И. Радвил) и беседа с детьми. Проведенный нами констатирующий этап эксперимента позволил выделить преобладание детей со средним уровнем сформированности представлений о чувашской вышивке у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования показали, что дети старшие дошкольники имеют недостаточные представления о народных традициях и обычаях. При этом понимание народных праздников, игр обнаружено лишь у нескольких детей. У детей сначала присутствует интерес к занятиям, а разворачивать игровую деятельность по собственному желанию не могут. Дети знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с такой же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОО. Некоторые дети недостаточно знают разные виды народно-прикладного творчества и не могли самостоятельно моделировать свою деятельность. У некоторых детей отсутствовал интерес к предметам родной культуры, дети не могли использовать знания о традициях в игровой деятельности, некоторые дети не проявляли интерес к произведениям народного искусства, принимали пассивное участие в народных праздниках. В то же время, следует отметить, что дети во время беседы активно отвечали на вопросы о проведении праздников в семье, и подробно рассказывали о том, как праздновали «Новый год», смогли вспомнить и назвать народные игры. И только некоторые дети не знают о некоторых традициях, например, почему освящают и ставят в доме вербу, просьба педагога вспомнить песню или потешку у многих детей вызвала затруднение в ответах. Только с помощью подсказки педагога дети сумели их назвать или пропеть. Большая часть детей отнеслась к заданию равнодушно, даже не пытаясь вспомнить сказку или народную игру. Особые затруднения во время беседы вызвали вопросы про народные праздники, и народные игры, песни.
В результате диагностики, мы выяснили, что представления детей о народных традициях и обычаях народа не достаточно сформировано. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, многие дети не могли назвать существующие традиции, а зачастую говорили об отдельных, порой несуществующих признаках традиций; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками. При этом понимание народных сказок, праздников, игр отмечено у отдельных детей, они знают много сказок, потешек, некоторые традиционные праздники и семейные традиции народа. Уровень знаний детей о семейных традициях, традициях празднования, народных сказках, песнях, не достаточный; неустойчив интерес к предметам родной культуры, дети не умеют использовать знания о традициях в игровой деятельности, необходима четкая систематическая работа с детьми в данном направлении при взаимодействии с родителями воспитанников.
После изучения полученных результатов диагностического обследования было определенно содержание работы для старших дошкольников. Были проведены занятия по темам: Был разработан комплекс мероприятий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. После этого разработала конспекты ООД по темам: «Как к нам пришел Новый год. Старинные обычаи и обряды празднование Нового года», «Традиции и обычаи нашей семьи», «Великий праздник - Светлая Пасха». Занятия направлены на формирование представления о разнообразии обычаев и традиций в разных странах; развитие любви к народным праздникам, воспитание уважения и интереса к народным традициям, на формирование представление о семейных традициях, расширение представлений детей о семье, о родственных отношениях. Для более успешного усвоения знаний детьми о народных традициях и обычаях с детьми мы проводили беседы и игры в непосредственно образовательной деятельности и в течение дня: читали сказки, рассказы, разучивали песни, рассматривали иллюстрации, картины с изображением семьи, обрядов, чтение пословиц и поговорок о семье и праздниках. Для обсуждения с родителями значимости семейных традиций в жизни и воспитании ребенка, я разработала и провела собрание с родителями на тему «Семейные традиции».
После проведенных занятий, мы выявили значительные изменения в знаниях детей: называли праздничные обряды и традиции. У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам, дети способны объяснить, что означает тот или иной праздник. Мы обогатили знания детей разнообразными представлениями о народном фольклоре, дети смогли выделить сходство и различия праздников. Дети стали проявлять активный интерес к культуре собственного народа, стали интересоваться культурными традициями, имеющими непосредственное к ним отношение. Дети стали чаще проявлять инициативу, желание отразить те знания, которые были получены во время занятий и в своей игре.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования о том, что процесс формирования знаний о народных традициях и обычаях у детей 5-6 лет будет эффективным если будет организован процесс ознакомления с народными традициями и обычаями в комплексе занятий, свободной деятельности, играх и реализовано продуктивное взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель» в процессе приобщения детей к народным традициям и обычаям.
Ключевые слова: народная культура, народные традиции, обычаи, патриотическое воспитание, дети, старший дошкольный возраст.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея. В задачу современного воспитателя входит решение вопроса о прогнозировании и реализации потенциала национальных традиций, обычаев, помощь в воспитании у дошкольников интереса к родной культуре.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Ничто не помогает формировать и развивать личность, как ее творческая активность, как обращение к народным традициям, народному творчеству, обрядам, песенному, устному творчеству. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.
Труды Г. Н. Волкова, А. В. Запорожца, В. Т. Кудрявцева, Т. Н. Петровой, Г. У. Эргиса, К. Г. Юнга и других посвящены поиску решения композиционного единства народных традиций, исторической реальности прошлого и архетипические образы. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе с дошкольниками обоснована в работах Л. В. Соколовой, А. Ф. Некрыловой и др.
Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина [1] отмечают, что народные традиции являются богатством, выработанным поколениями и передающим исторический опыт и культурное наследие. Прошлое и настоящее жизни связаны в каждом человеке и в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи нарушаются и теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития человека и общества в целом.
Д. А. Гусев [2] считает, что одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с элементарными понятиями и целенаправленная систематическая работа с детьми в условиях образовательного учреждения.
Развитие детей в дошкольной образовательной организации должно осуществляться с использованием этнопедагогического подхода. Педагог, обеспечивая воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями, как своего народа, так и других народов. Дети на доступном уровне должны знакомиться с народными играми, основами нравственной культуры, традициями, бытом, обычаями.
Особое место в патриотическом воспитании занимают традиции и обычаи. Знакомясь с традициями своего народа, ребенок получает возможность исторического «погружения» в прошлое, учится понимать и ощущать дух прошлых времен. Все это воздействует на чувственно-эмоциональную сферу детей и положительно влияет на формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Народные традиции – это связь поколений, на которых держатся идеи духовно-нравственной составляющей культуры народа. Народные традиции в образовании могут способствовать приобщению детей с раннего детства к общекультурным и национально-значимым ценностям, формированию общей базовой культуры. Дети становятся чувствительнее к национальному фактору и чувства национальной принадлежности зарождаются задолго до их поступления в школу. Включение ребенка в культуру собственного народа способствует развитию его личности. Через стереотипный способ поведения, воспроизводимый у отдельного народа, ребенок знакомится с народными традициями, на основе которых у него формируются патриотические чувства.
Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление уровня сформированности знаний о народных традициях и обычаях у детей 5-6 лет. Для выявления уровня сформированности знаний о народных традициях и обычаях у детей 5-6 лет был использован комплекс методик: Наблюдение за детьми. (Л.Д. Вавилова, В.И. Логинова, Г.И. Радвил) и беседа с детьми. Проведенный нами констатирующий этап эксперимента позволил выделить преобладание детей со средним уровнем сформированности представлений о чувашской вышивке у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования показали, что дети старшие дошкольники имеют недостаточные представления о народных традициях и обычаях. При этом понимание народных праздников, игр обнаружено лишь у нескольких детей. У детей сначала присутствует интерес к занятиям, а разворачивать игровую деятельность по собственному желанию не могут. Дети знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с такой же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОО. Некоторые дети недостаточно знают разные виды народно-прикладного творчества и не могли самостоятельно моделировать свою деятельность. У некоторых детей отсутствовал интерес к предметам родной культуры, дети не могли использовать знания о традициях в игровой деятельности, некоторые дети не проявляли интерес к произведениям народного искусства, принимали пассивное участие в народных праздниках. В то же время, следует отметить, что дети во время беседы активно отвечали на вопросы о проведении праздников в семье, и подробно рассказывали о том, как праздновали «Новый год», смогли вспомнить и назвать народные игры. И только некоторые дети не знают о некоторых традициях, например, почему освящают и ставят в доме вербу, просьба педагога вспомнить песню или потешку у многих детей вызвала затруднение в ответах. Только с помощью подсказки педагога дети сумели их назвать или пропеть. Большая часть детей отнеслась к заданию равнодушно, даже не пытаясь вспомнить сказку или народную игру. Особые затруднения во время беседы вызвали вопросы про народные праздники, и народные игры, песни.
В результате диагностики, мы выяснили, что представления детей о народных традициях и обычаях народа не достаточно сформировано. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, многие дети не могли назвать существующие традиции, а зачастую говорили об отдельных, порой несуществующих признаках традиций; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками. При этом понимание народных сказок, праздников, игр отмечено у отдельных детей, они знают много сказок, потешек, некоторые традиционные праздники и семейные традиции народа. Уровень знаний детей о семейных традициях, традициях празднования, народных сказках, песнях, не достаточный; неустойчив интерес к предметам родной культуры, дети не умеют использовать знания о традициях в игровой деятельности, необходима четкая систематическая работа с детьми в данном направлении при взаимодействии с родителями воспитанников.
После изучения полученных результатов диагностического обследования было определенно содержание работы для старших дошкольников. Были проведены занятия по темам: Был разработан комплекс мероприятий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. После этого разработала конспекты ООД по темам: «Как к нам пришел Новый год. Старинные обычаи и обряды празднование Нового года», «Традиции и обычаи нашей семьи», «Великий праздник - Светлая Пасха». Занятия направлены на формирование представления о разнообразии обычаев и традиций в разных странах; развитие любви к народным праздникам, воспитание уважения и интереса к народным традициям, на формирование представление о семейных традициях, расширение представлений детей о семье, о родственных отношениях. Для более успешного усвоения знаний детьми о народных традициях и обычаях с детьми мы проводили беседы и игры в непосредственно образовательной деятельности и в течение дня: читали сказки, рассказы, разучивали песни, рассматривали иллюстрации, картины с изображением семьи, обрядов, чтение пословиц и поговорок о семье и праздниках. Для обсуждения с родителями значимости семейных традиций в жизни и воспитании ребенка, я разработала и провела собрание с родителями на тему «Семейные традиции».
После проведенных занятий, мы выявили значительные изменения в знаниях детей: называли праздничные обряды и традиции. У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам, дети способны объяснить, что означает тот или иной праздник. Мы обогатили знания детей разнообразными представлениями о народном фольклоре, дети смогли выделить сходство и различия праздников. Дети стали проявлять активный интерес к культуре собственного народа, стали интересоваться культурными традициями, имеющими непосредственное к ним отношение. Дети стали чаще проявлять инициативу, желание отразить те знания, которые были получены во время занятий и в своей игре.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования о том, что процесс формирования знаний о народных традициях и обычаях у детей 5-6 лет будет эффективным если будет организован процесс ознакомления с народными традициями и обычаями в комплексе занятий, свободной деятельности, играх и реализовано продуктивное взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель» в процессе приобщения детей к народным традициям и обычаям.