Инновационные технологии в логопедической работе
Хохлова Ольга Валерьевна
Учитель-логопед МБУ "Центр ППМС "Содружество" г. Чебоксары
Инновационные технологии в логопедической работе это дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие; новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога; новые способы взаимодействия педагога и ребёнка; новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Логопедическая технология - это научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые гарантируют успешное достижение поставленных целей.
В практике логопеда существуют разные педагогические технологии, которые условно можно разделить на базовые и вспомогательные.
К базовым относятся технологии:
- логопедического обследования;
- коррекции звукопроизношения и голоса;
- формирования речевого дыхания;
- развития просодических компонентов, лексико-грамматической стороны, связности речи.
К второстепенным или вспомогательным относятся те технологии, которые помогают преодолеть речевые нарушения, возникшие на фоне других заболеваний и отклонений. К таким технологиям относят:
- кинезиотерапию;
- сенсорно-интегративную терапию;
- Су-Джок-терапию;
- музыкотерапию;
- ароматерапию;
- сказкотерапию;
- песочную терапию…
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Классификация инновационных логопедических технологий производится по разным основаниям:
По цели воздействия различают:
- развивающие технологии (эмоциональное, сенсомоторное воспитание; мнемотехники, тренинги мыслительных процессов и др.);
- психокоррекционные технологии (арт-терапия, сказкотерапия, смехотерапия, цветотерапия, психогимнастика и др.);
- здоровьесберегающие технологии (логопедический массаж, су-джок-терапия, ароматерапия, дыхательные техники и др.).
По инструментам воздействия различают:
- информационно-коммуникационные технологии;
- дистанционные образовательные технологии.
По степени инновационности (традиционности) различают:
- педагогические технологии с использованием нетрадиционных для логопедии приемов (ароматерапия, хромотерапия, библиотерапия, криотерапия и др.);
- смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с использованием нововведений.
Использование инновационных логопедических технологий в коррекции звукопроизношения в речи детей должно быть полностью обосновано структурой дефекта. С целью коррекции памяти, внимания, наглядно-образного мышления используется технологии:
- Информационно-коммуникативные технологии (обеспечивают наглядность, доступность, вариативность и возможность быстрого создания обучающего материала, удобство объективного контроля развития и деятельности детей, расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, визуализацию акустических компонентов речи, расширение спектра невербальных заданий).
- Мнемотехники (система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).
- Лэпбук – объединяет в себе игру, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, помогает систематизировать знания и просто интересный вид совместной деятельности учителя-логопеда, родителей и ребенка.
- Квест-технология относится к организационным инновационным технологиям в логопедии и представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи. В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете.
- ИКТ (информационно коммуникативные технологии) мультимедийный интерактивный проектор, презентации, развивающие интерактивные игры «Мерсибо».
С целью коррекции моторных функций применяю телесно-ориентированные технологии:
- биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- логопедический массаж – активный метод механического воздействия, помогающий нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков (ручной, точечный, аппаратный, пальцевый массаж, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж зондами, зондозаменителями; массаж приборами су-джок-терапии;
- логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
С целью стабилизации эмоциональной сферы применяю арттерапевтические методики:
- музыкотерапия;
- изотерапия (нетрадиционные техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование тычком жёсткой полусухой кистью, ниткография, рисование манной крупой, листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование ладонями и др.);
- сказкотерапия (метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром);
- крупотерапия (способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы);
- песочная терапия одна из разновидностей игровой терапии. В одних ситуациях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, в других – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Для успешной работы учителю-логопеду нужно освоить все традиционные логопедические технологии. Чем больше технологий современной логопедии в арсенале специалиста, тем проще ему находить подход даже к самым сложным случаям, добиваться результатов в профилактике, диагностике, коррекции речевых нарушений.