Педагогическая копилка

Образовательная деятельность по формированию математических представлений

2024-08-11 12:00

Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе

Горелова Анна Михайловна

МБДОУ «Детский сад №143» г. Чебоксары


Задачи:
1. Образовательная:
-Закреплять знания о геометрических фигурах, пользоваться словами один, много.
-Закреплять умение выделять величину, форму как особые свойства предметов;
-Группировать однородные предметы по трем сенсорным признакам: форма, величина, цвет;
-Обследовать геометрические фигуры.
-Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.

2. Развивающая:
-Продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями.
-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность
-Развивать логическое мышление.

3. Воспитательная:
-Воспитывать усидчивость, внимание.
-Воспитывать доброту и отзывчивость.

Предварительная работа:
-Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
-Рассматривание один и множества предметов.
-Чтение сказки «Три медведя»

Оборудование и материалы:
Демонстрационные: мягкая игрушка медведя. Большие и маленькие кубики. Большая и маленькая коробка. Три чашечки, три блюдечка разной величины и цвета.
Раздаточные: Большие и маленькие кубики по числу детей. Тарелочки по одной штуке на ребёнка. Кружочки синего цвета в розетках на каждого ребёнка.

Ход занятия:
Дети стоят полукругом.

1. Введение в учебно-игровую ситуацию
Введения сказочного героя Медведя-Мишутки.

Воспитатель:
– Дети, сегодня мы пойдем в гости, хотите? Угадайте-ка, к кому?
« В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его….»

Дети: Медведь!

Воспитатель:
Правильно, это медведь и зовут его- Мишутка.

2. Основная часть.
Игра – задание «Разложи кубики по коробкам»

Воспитатель:
Посмотрите ребята наш Мишутка грустный. Мишутка почему ты такой грустный?
Ребята, он говорит что у него рассыпались две коробки кубиков. И правда посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: Оля, какие кубики по величине (больше и маленькие).Какого цвета кубики?

Дети: называют цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный)

Воспитатель:
Зайчик просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Мишутке. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
-Посмотрите это какая коробка? (большая)
-А эта коробка, какая? (маленькая)
-Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)
-Вот мы и помогли Мишутке: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Мишутка доволен, он улыбается.

Физкультминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой. ( Поднять руки над головой, потянуть вверх)
Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди)
А сынок — малютка просто. (Присесть)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи)
С погремушками ходил. ( Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками)
Дети давайте пригласим Мишутку поиграть с нами .

Игра задание «один и много»
На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка белого цвета и коробочка с раздаточным материалом (кружочками синего цвета.)

Воспитатель: Дети у вас на столе белые тарелочки. Какой они формы (круглая). А ещё перед вами коробочки, что в них (кружочки)Какого они цвета? (синего) сколько кружков? (много).А на тарелочках (ни одного.)
Сейчас вы возьмите по одному кружку и положите на свою тарелочку. Сколько кружков у вас стало на тарелочке (по одному). А сколько осталось в коробке (много). Теперь сделайте так, чтобы на тарелочке стало много кружков, а в коробочке ни одного. Дети выполняют задание.
Сколько в коробочке кружков? (ни одного)
А у вас на тарелочке (много).Ребята, посмотрите а у Мишутки в тарелочке сколько кружков? (ни одного). Давайте, каждый из вас положит к нему на тарелку по одному кружку.
-Вика, сколько ты будешь класть кружков (один)
-Мила, а ты сколько? (один)
Один, один, один, - посмотрите. Сколько Мишутка собрал у вас кружков (много)
Было ни одного, а стало много. Давайте эту тарелочку подарим Мишутке.
"Спасибо дети! '' -говорит вам Мишутка.
Вот какие мы с вами молодцы помогли собрать большие и маленькие кубики в коробочки и раскладывали кружочки (один, много, ни одного). Молодцы!

Воспитатель:
Дети посмотрите, Мишутка живёт не один , он живёт с папой и мамой. Вы узнали сказку?
Дети:
Медведи из сказки «Три медведя».
Воспитатель:
У каждого медведя своя чашка. Все ли чашки одинаковые?
Дети:
У каждого медведя своя чашка. Чашки разные.
Воспитатель:
Лиза, какая чашка у Михаила Ивановича?
Ребенок:
У Михаила Ивановича большая чашка.
Воспитатель:
Таня, какая чашка у Марии Ивановны?
Ребенок:
У Марии Ивановны средняя чашка, поменьше.
Воспитатель:
Саша, какая чашка у Мишутки?
Ребенок:
У Мишутки маленькая чашка.
Воспитатель:
Пришла Маша и все чашки перепутала. Кто правильно расставит чашки? (По желанию). Леша, расставь правильно чашки и объясни.
Воспитатель:
Дети, правильно Леша расставил чашки?
Дети:
Да.

Если нет, дети помогают расставить правильно.

Воспитатель:
Ребята, давайте подарим Мишутке коврик из геометрических фигур. (Предлагает детям разноцветные фигурки и макет коврика. Дети по очереди накладывают фигуры, называя их форму и цвет).
Воспитатель:
Вот какой красивый коврик получился! Мишутка очень доволен! Молодцы, ребята!
Нам пора прощаться с Мишуткой. До свидание.
Дети:
До свидание, Мишутка.