«Правовой эрудит» - сценарий
мероприятия по правовой культуре учащихся
для среднего школьного возраста
Игнатьева Ирина Николаевна, Алексеева Анастасия Викторовна
методисты МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары
Методические рекомендации организаторам
Данный материал предназначен в помощь педагогам по работе со средним школьным возрастом: педагогам-организаторам, методистам, педагогам дополнительного образования для проведения внеклассных мероприятий, направленных на формирование правовой культуры. Также предлагается игровой блок, который можно использовать на совместном мероприятии с родителями (родительском собрании).Предлагаем материал, который:
1) можно использовать при проведении воспитательного мероприятия в одном классе;
2) при проведении воспитательного мероприятия между классами в одной возрастной параллели;
3) на родительском собрании. Традиционно родительские собрания проводит педагог только с родителями и привлекает каких-либо специалистов. Предложенный материал поможет вам провести родительское собрание в «нетрадиционной форме». Непосредственными участниками выступают не только родители, но самое главное - дети. На таком собрании создаются условия для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
На подготовительном этапе руководителям рекомендуется:
-продумать над составом команд – участников;-продумать оформление аудитории в соответствующем стиле;
- предварительно ознакомить команды участников, какие темы и документы им необходимо изучить при подготовке к мероприятиям («Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс Российской Федерации»)
-распечатать грамоты и сертификаты, оценочные листы для жюри, подготовить реквизит и канцтовары.
Цель: формирование правовой культуры подрастающего поколения и правовых знаний; активной гражданской позиции.
Задачи:
1. Повышение правовой активности граждан.
2. Формирование у граждан высокого уровня юридического мышления. 3.Формирование позитивного отношения к праву у общества и
индивидов.4. Развитие нравственных качеств.
5. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, взаимовыручки и уважения друг к другу и окружающим.
Оформление и наглядность: презентация: табло, разделенное на 6 секторов с названиями конкурсов. Каждый сектор обозначен определенной цифрой и содержит конкурс.
Оборудование и технические средства: мультимедийное оборудование, ноутбук, музыкальное оборудование, микрофон.
Реквизит, атрибуты: на каждую команду- конверты с денежными единицами -талантами (Приложение №1), ручки, листы бумаги, карточки с заданиями.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:
Вед.: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня в этом зале собрались знатоки прав детей, семейного права. Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Школа тоже играет немалую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.Вед.: Сегодня ребята, вы будете зарабатывать таланты. Талант - это монета, имевшая хождение в античную эпоху. Ребята, и для вас первый вопрос: со скольки лет можно работать детям?
Ответы: Трудоустройство подростков в России
В соответствии с ТК РФ руководители компаний и организаций могут заключать договора с юными гражданами, которым уже исполнилось 16 лет. Пятнадцатилетних детей берут на работу при предъявлении аттестата об окончании 9 классов. Зато они без труда могут устраиваться на временную работу в период школьных каникул.
Согласно ТЗ в нашей стране трудоустроиться на лето могут учащиеся, достигшие 14-летнего возраста. Однако прием их на работу возможен лишь при условии предоставления письменного разрешения от одного из родителей и органов попечительства или опеки.
Вед.: Правильно, ребята. А сейчас приступаем к игре.
Вы видите на экране табло, разделенное на 6 секторов. Каждый сектор обозначен определенной цифрой и содержит конкурс. Перед каждым конкурсом вы будете делать ставки (за исключением последнего конкурса). Всего 6 конкурсов-5 раз вам предстоит делать ставки. Отдельно будут подсчитываться таланты, заработанные выполнением заданий- их будет
подсчитывать Жюри и отдельно ставками-их подсчитывает Банк. Делая ставки, вы зарабатываете себе дополнительные таланты, если отгадаете: под какой цифрой содержится тот или иной конкурс. Пишите на оборотной стороне (в таблице) номер сектора, под которой как вы думаете содержится конкурс, сумму талантов, которую вы ставите на выбранную цифру и относите в банк. Если вы отгадаете номер сектора, то зарабатываете себе таланты, которые вы поставили. Забираете удвоенную сумму. Если нет, то теряете эту сумму. Она остается в банке. На начало игры для ставок у каждой команды 30 талантов. (Банк раздает конверты с талантами).
Задания.
Ответственный
Вед: Помимо прав все мы еще имеем и обязанности. Мы узнаем, насколько мы ответственны. Сейчас проведем небольшой блиц-опрос. Вы должны будете определить, чьи это обязанности: родителей, детей или государства.
Вопросы 1-ой команде.
1. Обеспечивать семью (родители)
2. Учиться, получать хорошие отметки (ребенок)
3. Уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя и семейные связи (государство)
4. Оказывать помощь бабушке, дедушке (дети, родители)
5. предоставлять работу подростку (государство)
Вопросы 2-ой команде.
1. Производить ремонт в квартире (родители)
2. Помогать родителям (ребенок)
3. Защищать детей и их права (государство)
4. Обеспечивать доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для детей (государство)
5. Имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родители)
Вопросы 3-ей команде.
1. Заниматься с сыном (учить разбираться в технике, обращаться с инструментами) (папа)2. Заботиться о здоровье: физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (родители)
3. Обеспечивать предоставление необходимой медицинской помощи и охраны здоровья детей с уделением внимания развитию первичной медико- санитарной помощи (государство)
4. Предоставлять возможность ребенку поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (государство)
5. Обеспечивать право ребенка на отдых и досуг; свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (государство)
Вопросы 4-ей команде.
1. Создавать семейный уют (мама)2. Обеспечивать ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей (государство)
3. Обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (государство)
4. Защищать от незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь ребенка (государство)
5. Обеспечивать право ребенка иметь имя; право знать своих родителей (государство)
Вопросы 5-ей команде.
1. Воспитывать детей (родители)2. Защищать права и интересы детей (родители)
3. Обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств (государство)
4. Оказывать помощь родителям в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей (государство)
5. оказывать помощь ребенку лишенного своего семейного окружения (государство)
Вопросы 6-ей команде.
1. Слушаться и уважать родителей (ребенок)
2. Заниматься с дочерью (учиться быть хозяйкой) (мама)
3. Обеспечивать получение детьми основного общего образования (родители)
4. Защищать ребенка от всех форм эксплуатации (государство)
5. Представлять защиту и помощь ребенку, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения (государство)
Воспитанный Обыгрывание ситуаций.
1. Представляешь родителям своего друга. (Правильный ответ: сначала нужно представить друга родителям. Друг называет свое имя и фамилию. При знакомстве желательно поклониться).2. Пришел домой позже назначенного времени. (Правильный ответ: извиниться; сказать родителям, что впредь постараешься не допускать такой ситуации, т.е. заранее будешь сообщать об этом родителям (запиской, по телефону, через товарища и т.д.))
3. Показать, как вы поздравляете маму и преподносите подарок. (Правильный ответ: Цветы перед вручением необходимо разворачивать. Цветы и подарок вручаются, говорятся при этом поздравительные слова. Мама принимает подарок, разворачивает его, благодарит. Выражает восхищение, отмечает добрые намерения дарящего).
4. Твои родители разговаривают, тебе надо срочно что-то сказать одному из них. (Правильный ответ: не стоит встревать в чужой разговор. Лучше сказать, «извините» и подождать, пока к тебе не обратятся).
5. Твои родители пригласили в гости своих друзей вместе с их детьми, а ты этих ребят никогда раньше не видел. (Правильный ответ: родители представляют семью своих друзей, затем им своих детей. Ты можешь пригласить этих детей к себе в комнату, рассказать о своих увлечениях, показать свою библиотеку, игры – предоставить все для их пользования).
6. Ты решил заночевать у своего приятеля, а твои родители возражают, при этом тебе кажется, что они не справедливы. (Правильный ответ: с уважением отнесись к старшим, подчиняйся им, даже если ты не согласен и не понимаешь их. Если захочешь высказать свое мнение по поводу требований, сделай это вежливо).
7. Мама готовит ужин, и кто-то должен идти накрывать на стол, а ты в это время смотришь по телевизору свою любимую передачу. (Правильный ответ: несмотря ни на что, нужно помочь маме, потому что в семье у каждого должны быть обязанности: мама готовит ужин, а ты – накрываешь на стол).
Оптимистичный
Вед: Каждый человек имеет право на отдых и досуг. Лучший отдых – это когда вся семья собирается вместе: поет песни. Танцует и т.д.Конкурс «Песня о правах»
Для каждой из команд по очереди будет исполняться песня. Ваша задача – допеть куплет (строчку) и определить, о каких правах в песне идет речь.1. «Песня бременских музыкантов» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина) Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету. Тем, кто дружен, не страшны тревогиНам любые дороги дороги.
Ответ: Права на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.
2. «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадьУчат в школе, учат в школе, учат в школе. Вычитать и умножать, малышей не обижать Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Ответ: Право на образование.
3. «Я на солнышке лежу» Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу. Все лежу и лежуИ на солнышко гляжу. Ответ: Право на отдых.
4. «Голубой вагон»
Голубой вагон идет качается Скорый поезд набирает ход.Ах зачем же этот день кончается, Лучше б он тянулся целый год.
Ответ: Право на пользование благами. НТР
5. «В лесу родилась ёлочка» В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла. Зимой и летом стройная Зеленая была.Ответ: Право на жизнь.
6. «Песенка мамонтенка»
Скорей до земли я добраться хочу Я здесь, я приехал,
Я ей закричу.
Ведь так не бывает на свете, Чтоб были потеряны дети.
Ответ: Право знать своих родителей, жить с родителями.
Самостоятельный
Игра «Да» и «Нет» (по «Семейному кодексу Российской Федерации")1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 20 лет. (Нет, не достигшие 18 лет, ст.54 п.1)
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (Да, ст.54 п.2)
3. Ребенок не имеет право на общение со своими родителями в случае их проживания в разных государствах (Нет, имеет. Ст.55 п.1)
4. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (Да. Ст.56 п.1)
5. Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающее его интересы с 14 лет. (Нет. С 10 лет. ст.57)
6. Ребенок имеет право на имя. Отчество и фамилию. (Да. Ст.58 п.1) 7.По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста 18 лет, орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. (Нет, с 14 лет. ст.59)
Образованный
Викторина «Права литературных героев»1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность жизни и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т.д.) Ст.6, 16(1) Конвенции
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность его жилища? («Три поросенка», Зайка из
«Ледяной избушки») Ст.16 Конвенции
3. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка-путешественница», старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследователей? («Дюймовочка»)
5. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик или приключение Буратино»)
6. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также беспрепятственного выражения своих мнений и убеждений? («Барон Мюнхаузен», «Кот в сапогах»)
7. какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Семь гномов»)
8. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)
9. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? («Золушка»)
10. Какие сказочные герои реализуют право пользоваться научно- техническими достижениями? («Барон Мюнхаузен», Дама из стихотворения
«Багаж»).Трудолюбивый.
Вед.: Семья- это малая социальная группа, объединенная жильем и общим бюджетом. Свой вклад нередко в бюджет семьи вносят и дети.Трудно устроиться на хорошую работу подростку, только начинающему свою карьеру. Сегодня лучшим и самым эффективным поиском работы является рассылка резюме возможным работодателям.
Основная цель резюме - оказать благоприятное впечатление на работодателей.
При заполнении резюме учитывается следующие требования: четкость, аккуратность, грамотность, конкретность+ чувство юмора (в нашем случае).
Следует учитывать, что наше резюме написано немного в шуточной форме.
Можно составить резюме для команды.
Структура резюме: 1)Название команды 2)Дата рождения 3)Образование 4)Опыт работы
5)Выполняемы обязанности 6)Владение компьютером 7)Дополнительные навыки 8)Основные черты характера 9)Функции работы в команде 10)Какой работой хотел бы заниматься
11)Начальная заработная плата 12)Хобби
13)Домашний адрес 14)Контактный телефон
ИГРЫ
1. «Поменяйтесь местами»
Все участники садятся на стулья, поставленные полукругом. Ведущий стоит. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, кто … (варианты: любит своих родителей, любит своих детей, несколько раз в день хвалит своего ребёнка, несколько раз в день благодарит своего родителя или ребёнка, иногда ворчит, помогает своим родителям, играет со своими детьми и т.д.).2. Игра «Какой он – мой ребенок»
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога:
Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.
3. «Аукцион прав»
Все играющие по очереди называют права. Повторять одно и то же право нельзя.4. «Мои права»
Командам дается список возможных прав и свобод человека.Задание: определить, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с российским законодательством. На волнение задания дается 2 минуты.
Перечень прав: Право на жизнь. Право на имя. Право на гражданство. Отсутствие дискриминации. Право на свободу совести и религиозных убеждений. Право на жизнь с родителями. Право на труд. Право на отдых.
Право на защиту жизни и здоровья. Право на образование. Свобода слова. Право пользоваться достижениями культуры. Право создавать семью. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.
5. «Пойми меня»
1 вариант.На карточках написаны термины. Один из игроков (желающий) вытягивает карточку и должен объяснить этот термин, не используя ни жестов, ни рисунков, не произнося однокоренные слова. Игроки должны угадать термин.
Примерные термины: Право. Ребенок. Свобода. Закон. Конституция.
Ответственность. Имя. Культура. Правило.
2 вариант.
Мимикой, пантомимикой и жестами изобразить предложенную статью. Примечание:В данной игре можно разделиться на команды. А на родительском собрании – команда родителей и команда детей.
3 вариант.
Дети изображают, какие обязанности по дому они выполняют.6. «Я уважаю твое право…»
Все играющие стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, первый игрок говорит: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя обижать (бить)». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке» и т.д.Вариант с родителями:
Родитель: «Я уважаю твое право на право на их заботу, уважение его человеческого достоинства и буду стараться не повышать на тебя голос
Ребенок: «Я уважаю твое право на отдых и выполню свои обязанности по дому» …т.д.