Педагогическая копилка

Методические рекомендации по проведению патриотического конкурса для младших школьников

Методические рекомендации по проведению патриотического конкурса для младших школьников


Казакова Наталья Вячеславовна

Методист МАОУДО «ДДЮТ» г.Чебоксары




Аннотация


    Методическая разработка «Спортивно-интеллектуальный конкурс для младшего школьного возраста «Юный патриот» посвящена решению проблемы патриотического воспитания учащихся и привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом.
    Данная разработка направлена на формирование патриотического сознания и гражданственности молодого поколения, а также пропаганду здорового образа жизни.
   Внеклассное мероприятие «Юный патриот» рассчитано на учащихся 1-4 классов ОУ и проводится в свободное от занятий время: в рамках внеурочной деятельности (кружковая деятельность), либо в рамках внеклассного мероприятия, а также в рамках работы летнего пришкольного лагеря, желательно, на свежем воздухе. На каждой станции руководители самостоятельно подводят итоги предложенного задания. Критерий оценки каждой станции индивидуален. Подробно – в сценарии.
    Методическая разработка «Спортивно-интеллектуальный конкурс для младшего школьного возраста «Юный патриот» может быть полезна для методистов УДОД, педагогов ОУ, педагогов дополнительного образования, учителей ОБЖ и физкультуры.
   Данная разработка была успешно апробирована при проведении районного финала конкурса «Юный патриот» для 1-4 классов школ района. По итогам проведения мероприятия были получены положительные отзывы от участников мероприятия: учащихся, вожатых, заместителей директоров по воспитательной работе, что подтверждает актуальность и необходимость проведения подобных конкурсов.

1.   Введение


    События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношения к государству и социальным институтам, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стало всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
    В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения. В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа и учреждения дополнительного образования детей.
    Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью теоретического подхода невозможна.
   Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
  В современном цивилизованном и динамично развивающемся обществе здоровье человека является важнейшим критерием благополучия. К сожалению, потребность вести здоровый образ жизни для современной молодежи не являются доминирующей. Среди подростков немало тех, кто уже знаком с никотином, алкоголем, наркотиками, растет число заболеваний социального характера. Это можно объяснить рядом причин: в семье нет традиции вести здоровый образ жизни, более сильное влияние рекламы, фильмов, желание быстрее повзрослеть и подражание кумирам (которые зачастую появляются с сигаретой и бутылкой пива), распущенность, безответственное отношение к своей жизни и т.д.
     Сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие у них культуры здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования.
      Здоровый человек всегда более востребован обществом, и если мы с юного возраста привьем детям привычку быть здоровыми, то результатом этих начинаний будет сильная, конкурентно способная личность, имеющая цель в жизни.
      Методическая разработка «Спортивно-интеллектуальный конкурс для младшего школьного возраста «Юный патриот» направленна на то, чтобы помочь педагогам в достижении результата воспитания – формирование патриотического сознания, а также позитивного отношения к здоровому образу жизни.
      Так как для младшего школьного возраста большое значение имеет игровая деятельность, то и обучение лучше осуществлять в игровой форме. В различных научных исследованиях доказано, что наиболее эффективным методом организации воспитания и обучения являются игровые мероприятия. Также известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Вышеизложенные факторы стали решающими при выборе темы методической разработки.

2.   Основная часть.


Сценарий

спортивно-интеллектуального конкурса для младшего школьного возраста «Юный патриот»


Цель мероприятия: создание условий для патриотического воспитания молодого поколения, привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:
1.    Формирование патриотического сознания младших школьников.
2.    Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
3.    Изучение государственной символики РФ.
4.    Воспитание у учащихся любви к «малой» Родине.

Кому адресовано мероприятие (аудитория).
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 1-4 классов ОУ в возрасте 7-11 лет.

Форма внеклассного мероприятия.
Игра по станциям.

Система оценки.
На каждой станции руководители самостоятельно подводят итоги предложенного задания. Критерий оценки каждой станции индивидуален. Подробно – в сценарии.

Оборудование: музыкальная аппаратура, 2 микрофона, реквизит на станции, название мероприятия (Приложение 1), маршрутные листы (Приложение 2), таблички с названиями станций (Приложение 3), табличка с надписью «жюри» (Приложение 4), грамота (Приложение 5)  и сертификат участника (Приложение 6).

Ход мероприятия.
  1. Организационный момент.
  2. Сообщение цели и темы мероприятия.
  3. Игра по станциям.
1.    Станция «ЧЕБОКСАРЫ – СТОЛИЦА МОЯ».
2.    Станция «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ».
3.    Станция «ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ».
4.    Станция «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
5.    Станция «СЛАВЬСЯ ОТЕЧЕСТВО НАШЕ СВОБОДНОЕ».
6.    Станция «ВЕЛОСПОРТ».
7.    Станция «ЭСТАФЕТА БАСКЕТБОЛИСТОВ».
  1. Игровой калейдоскоп.
  2. Подведение итогов конкурса. Награждение.


Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.
  Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на спортивно-интеллектуальном конкурсе «Юный патриот»!   
  Ребята, а кто, по вашему мнению, является патриотом? Правильно, патриот – это тот, кто любит свою Родину и все, что связано с ней: свой город, свою школу, свою семью.
   Ребята, а вы считаете себя патриотами? Замечательно! Давайте поприветствуем юных патриотов!

Приветствие команд.


  1. Сообщение темы и цели мероприятия.
   Важно не только любить Родину на словах, но и доказывать это на деле.
   Сегодня вам, ребята, предстоит пройти 7 испытаний, где вы проявите свою смелость, ловкость, сплочённость, смекалку и докажете, что вы – настоящие патриоты.
   Время для преодоления одной станции – 4 мин. Время перехода от одной станции к другой – 2 мин. Начало и завершение работы на станциях будет сопровождать звуковой сигнал (звук ручного школьного звонка).
   Все это будет чуть позже, а сейчас мы познакомим  вас с руководителями станций. Давайте поприветствуем их дружными аплодисментами.

Приветствие руководителей станций.

   Сейчас каждая из команд получит свой маршрутный лист. Там указаны все станции, которые вам необходимо будет пройти.

Приглашение капитанов команд, вручение маршрутных листов.

   Начинаем игру!

Звук ручного школьного звонка.

  Желаем вам удачи в прохождении станций! До встречи!

3.     Игра по станциям.
   Команды-участники, ориентируясь на инструкцию в маршрутном листе, перемещаются  по станциям и выполняют задания.
Всего 7 станций:

1.    Станция «ЧЕБОКСАРЫ – СТОЛИЦА МОЯ».
Максимальное количество – 10 баллов

Задание 2.  
Ответьте на вопросы (за правильный ответ – 1 балл):
1.    Сколько театров находится в г. Чебоксары?
а) 5
б) 7
в) 9
  1. В каком году наша столица стала победителем в конкурсе за самый чистый и благоустроенный город России?
а) 2000
б) 2001
в) 2002

  1. В каком районе г. Чебоксары больше всего заводов и фабрик?
а) Калининский
б) Московский
в) Ленинский

  1. Год основания г. Чебоксары?
а) 1459
б) 1469
в) 1979

  1. На гербе г. Чебоксары изображены
а) гуси
б) лебеди
в) утки
 
   
Задание 3. Угадайте, о каком памятнике идет речь?                               
 1. Этот памятник хорошо вписался в привокзальный район Чебоксар. На высоком десятиметровом постаменте взмыл разгоряченный конь, раскрылась бурка за спиной всадника с шашкой в руке. Что это за памятник?

                                                                                          ( Памятник В.И. Чапаев)
    2. У одного из перекрестков улиц нашего города стоит памятник человеку, открывшему дорогу в космос. Что это за памятник?
                                                                                           (Памятник Ю.А. Гагарин)

2.    Станция «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ».
Максимальное количество – 10 баллов
  1. Что является государственными символами России? (1,5 балла)
a)    герб (0,5 баллов)
b)    государственный флаг (0,5 баллов)
c)    гимн (0,5 баллов)

  1. Что символизируют цвета флага РФ? (1,5 балла)
a)    красный – мужество (0,5 баллов)
b)    синий – вера (0,5 баллов)
c)    белый – свобода (0,5 баллов)

  1. Назовите фамилии авторов слов и музыки Государственного гимна РФ. (1 балл)
a)    слова – С.В. Михалков (0,5 баллов)
b)    музыка – А.В. Александров (0,5 баллов)

  1. Напишите отношение ширины флага РФ к его длине. (1 балл)
Ответ:2:3

  1. Назовите дату празднования Дня государственного флага России. (1 балл)
Ответ: 22 августа.

  1. В каких случаях исполняется гимн страны? (1 балл)
Ответ: При встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников, при награждении на олимпиаде.

  1. Какие правила должны соблюдаться при исполнении гимна? (1 балл)
Ответ: Все присутствующие встают, а военные отдают честь.

  1. Что держит в лапах орёл на государственном гербе РФ? (1 балл)
Ответ: В правой лапе орла-скипетр; в левой держава (золотой шар).

  1. Где помещают изображения государственного герба? (1 балл)
Ответ: На государственных печатях, правительственных зданиях, на военной форме, на деньгах.

  1. Что символизирует ДВУХГЛАВЫЙ ОРЕЛ на гербе Российской Федерации?
Ответ: ДВУХГЛАВЫЙ ОРЕЛ на гербе Российской Федерации символизирует
ЕДИНЕНИЕ НАРОДОВ РОССИИ

3.    Станция «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Максимальное количество – 10 баллов
1.    По какому номеру телефона нужно звонить
- пожарным при пожаре – 01 ( 1 балл)
- в скорую помощь – 03 (1 балл)
2.    Что такое проезжая часть?
a)    расстояние между домами
b)    часть дороги, по которой движется транспорт (1 балл)
c)    тротуар
3.    Как надо переходить проезжую часть?
a)    идти медленно, смотреть по сторонам
b)    не задерживаться и без необходимости не останавливаться (1 балл)
c)    бегом
4.    Что должен делать пешеход, если не успел перейти дорогу?
a)    остановиться на том месте, где его застал красный сигнал светофора
b)    встать на разделительной линии (1 балл)
c)    вернуться на тротуар
5.    Что нужно делать в следующих случаях, если вы ушиблись?
a)    ничего не делать
b)    подождать родителей
c)    приложить что-то холодное (1 балл)
6.     Если поцарапались, порезались, получили ссадину:
a)    вызвать скорую помощь
b)    остановить кровотечение, не дать микробам попасть внутрь, закрыть рану лейкопластырем (1 балл)
c)    устроить панику
7.    Если вы поранились ржавым гвоздём:
a)    обратиться к врачу, чтобы сделать прививку от столбняка (1 балл)
b)    промыть водой и остановить
c)    не обращать внимание на такую мелочь
8.    Если вы сломали ногу:
a)    позвать на помощь взрослых, сохраняя повреждённую часть тела неподвижной (1 балл)
b)    создать себе покой, неподвижность повреждённой части тела
c)    ничего не делать
9.      О каком понятии идёт речь «Следствие действия высокой температуры на кожу».
a)    ожог (1 балл)
b)    шок
c)    порез

4.    Станция «СЛАВЬСЯ ОТЕЧЕСТВО НАШЕ СВОБОДНОЕ».
Максимальное количество – 10 баллов
А) Вставит пропущенные слова в текст Гимна России, спеть Гимн России.
                 Гимн России
Россия - священная наша держава,
Россия - …….. наша страна,
Могучая воля, великая ………-
Твое ………. на все времена.
   Припев:
Славься ………. наше свободное,
Братских народов союз вековой.
Предками данная ……… народная,
Славься, страна, мы гордимся тобой.
   Припев:
От южных морей до ………… края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете, одна ты такая
Хранимая Богом ……….земля.
   Припев:
Широкий ………. для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают ……...
Нам силу дает наша верность ………
Так было, так есть и так будет всегда.
   Припев:

Б) Спеть Гимн России.
Россия - священная наша держава,
Россия – любимая  наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена.
Припев:
   Славься Отечество наше свободное,
   Братских народов союз вековой.
   Предками данная мудрость народная,
   Славься, страна, мы гордимся тобой.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете, одна ты такая
Хранимая Богом родная земля.
Припев:
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:

  1. Игровой калейдоскоп.
   Ребята, вы достойно прошли все станции, давайте дружно поаплодируем сами себе! Молодцы! Пока руководители станций подводят итоги, мы с вами поиграем.
                                           Игра «Изобрази вид спорта»
  Задание: По очереди каждый из вас должен изобразить тот вид, спорта, который указан в карточке, остальные – угадывают. На карточках указаны следующие виды спорта:
  1. Баскетбол.
  2. Футбол.
  3. Гимнастика.
  4. Плавание.
  5. Фигурное катание.
  6. Конный спорт.
  7. Волейбол.                            
  8. Стрельба из лука.
  9. Теннис.
  10.  Лыжный спорт.      
                                              Игра «Чем мы похожи»
    А теперь все встали в круг. Поиграем в игру «Чем мы похожи». Я буду называть различные действия и если вам нравиться это делать, вы должны поменяться местами.  Начинаем игру.
Поменяйтесь местами те, кто:
- кто любит делать зарядку
- кто любит бегать по утрам
- кто любит дольше поспать утром
- кто любит путешествовать
- кто любит петь
- кто любит танцевать
- кто любит сладкое
- кто любит кислое
- кто любит лето
- кто любит    рисовать
- кто любит Новый год
- кто любит писать стихи
- кто любит физкультуру
- кто любит полоть грядки
- кто любит свою Родину.

   Для подведения итогов спортивно-интеллектуального конкурса «Юный патриот» мы приглашаем на сцену жюри.
  1. Подведение итогов конкурса. Награждение.
       Ребята, подводя общий итог сегодняшнего мероприятия, мы смело можем утверждать, что все вы – настоящие юные патриоты, будущие защитники нашей Родины! До свидания. До новых встреч!

3.   Заключение.

    Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
    В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по является чувство гордости от того, что все это - твоя Родина
    Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.
    Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
    Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей своей родины, стремишься быть похожим на них.
    Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
    Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.
    Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.