КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Алексеева Анастасия Викторовна
Методист МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к обучению иностранному языку с точки зрения развития языковых компетенций и требований фгос, охарактеризовано понятие компетенции, как содержание с точки зрения обучения иностранному языку.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, языковая компетенция, компетентность.
Проблемы развития и совершенствования навыков двуязычной коммуникации рассматриваются в работах многих авторов как одна из проблем подготовки современных школьников.
Именно для решения этих задач Министерством науки и высшего образования РФ был предложен компетентностный подход в сфере межкультурной коммуникации. Цель данного подхода состоит в расширении базовых знаний по французскому языку до требуемого уровня. Немаловажной является возможность расширения вокабуляра школьников, а также развитие навыков пользования базами данных и словарями. Обучающиеся имеют возможность повысить свою компетенцию в области изучения французского языка.
На основании анализа научной литературы, переосмысления педагогического опыта работы и вышесказанного можно сформулировать особенность обучения иностранному языку в современных условиях: необходимость обеспечить студентам такую языковую подготовку, которая позволяет эффективно освоить программу подготовки будущих переводчиков.
Рассмотрим факторы, обеспечивающие эффективную организацию обучения иностранным языкам в школе с учетом современных условий. Подготовка всех школьников регламентируется ФГОС. Стоит отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, строго обязательных при осуществлении основных образовательных программ.
За основу новых образовательных стандартов ФГОС, как известно, взят компетентностно-ориентированный подход, который означает овладение обучающимися не только определенной совокупности знаний, умений и навыков по иностранному языку, но и способностью применять их в процессе осуществления своей деятельности.
Данный подход обеспечивает взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений.
По мнению М.В. Дружининой, сегодня требуется такое школьное образование, в качестве показателя которого выступает языковая компетентность. Поэтому, безусловно, развитие иноязычной коммуникативной компетенции у выпускников школы можно считать важнейшей задачей общего образования.
Термин «языковая компетенция» в отечественную лингводидактику впервые ввел М.Н. Вятютнев, который рассматривал языковую компетенцию как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации.
Языковая компетенция включает лингвистическую (языковую), дискурсивную (речевую), социокультурную и учебно-познавательную компетенциии направлена на формирование способности успешно осуществлять иноязычное общение в соответствии с лингвистическими условиями ситуации общения.
Особая роль в процессе обучения школьников отводится элементам визуализации как средству для более полного и целостного восприятия предлагаемого материала.
За время функционирования программы накоплен определенный опыт, который показал, что оптимальным является учет следующих направлений работы:
- организация дополнительного образования с учетом потребностей общества в специалистах конкретного уровня квалификации;
- непосредственное внедрение результатов дополнительного образования в практику работы с их учетом при аттестации учащихся.
Программа обучения иностранному языку построена с учетом новых реалий и возможностей открытого общества, формируя такой уровень коммуникативной компетенции на иностранном языке, который позволит успешно решать задачи взаимопонимания и взаимодействия с носителями изучаемого языка в соответствии с нормами и традициями культуры этого языка.
К тому же следует учитывать специфику основных специальностей и направлений учебного заведения. Можно смело утверждать, что программа обучения французскому языку и переводу вполне перспективна как в аспекте подготовки будущих граждан со знаниями французского языка, так и для повышения уровня общей образованности общества в целом. Здесь предполагается приобретение оптимально необходимого уровня, достаточного для жизнедеятельности и дальнейшего профессионального обучения.
Этого можно достичь только при использовании различных подходов на школьных занятиях в процессе обучения. А это предполагает формирование и закрепление умений и навыков в получении и обработке необходимой информации.
В основе программы лежит принцип компетентностного подхода, реализуемый через учебные планы и учебные программы, что позволяет осуществлять последовательный переход с одного уровня обучения на другой с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
При оценке образовательных результатов необходимо анализировать уровни образования, которые учащиеся достигли на определенном этапе обучения.
Обладание компетенцией превращает человека-носителя академических знаний в активную личность, которая нацелена не на «общение» в смысле информационного обмена, а на собственную социализацию в обществе и на воздействие на общество с целью его изменения.
По мнению большинства исследователей, компетентность – это качественная составляющая человека, определяющая его способность выполнять определенную группу действий в различных сферах деятельности. Это определенный уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе.
Компетентность – это способность мобилизовать и обновить свои знания для решения реальных задач. Обучение на основе передового опыта с точки зрения, что позволяет развивать навыки, связанные с общением в жизни ситуациях.
Компетенции на основе языка обучение основано на активный и интерактивный точки зрения на характер языка. Она пытается учить иностранных язык на основе социального контекста, в котором она используется.
Язык всегда возникает, а это означает, что взаимодействие и общение между людьми для достижения конкретных целей и задач.
По этой причине компетенции на основе языка обучения, наиболее часто используется в качестве языка обучения, в основе в ситуациях, когда учащиеся имеют конкретных потребностей и играет конкретные роли, и когда им необходимые языковые навыки можно предсказать и определить довольно точно.
Это также доказывает, что языковая форма может быть выведена из языковой функции; то есть определенные жизненные встречи требуют определенных видов языка.
Это предполагает, что разработчики компетенций для обучения иностранному языку могут точно предсказать лексику и структуры, которые, вероятно, будут встречаться в тех конкретных ситуациях, которые являются центральными в жизни обучаемых, и могут сформулировать их таким образом, который может быть использован для организации учебных единиц.
Центральное место как в теории языка, так и в теории обучения занимает точка зрения о том, что язык может быть функционально проанализирован на соответствующие единицы и субъединицы: что такие единицы и субъединицы могут обучаться (и тестироваться) постепенно.
Таким образом, компетентностное обучение языку использует «мозаичный» подход к изучению языка, в котором «целое» (коммуникативная компетенция) строится из более мелких компонентов, правильно собранных.
Компетентностное обучение языку основано на идее, что знание абстрактной идеи о предмете не переводится в способность использовать эту информацию.
Кто-то может запоминать неправильные глаголы, но на самом деле не может поместить их в логическое предложение, чтобы использовать в контексте.
Например, цель может заключаться в том, что к концу урока «учащиеся смогут использовать новые словарные слова, чтобы говорить о своих любимых увлечениях» или «учащиеся смогут использовать прошедшее время, когда говорят о своих выходных».
Культурный контекст развития, обучение включает в себя ситуации, которые способствуют развитию коммуникативных компетенций учащихся, личного и культурного развития. Ситуационное моделирование процесса позволяет учителю и ученику может стать партнерами и взаимно решить необходимые задачи.