Информационно-коммуникативные технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Осипова Олеся Геннадьевна, Ефремова Оксана Вячеславовна
МБДОУ «Кугесьский детский сад «Пурнеске» Чебоксарского МО ЧР
Цель: Познакомить детей с различными способами приобщения к художественной культуре общества, в том числе виртуальным.
Оборудование и материалы: репродукция картин В.М.Васнецова “Аленушка”, “Три богатыря”, “Ковер-самолет”, “Снегурочка”; портрет В.М.Васнецова, игра “Разрезные картинки-пазлы”, игра “Найди лишнее”, аудиозапись времена года П.И.Чайковского “Зима-январь”, аудиозапись “Русские богатыри”, лотки для раствора, клеенки, краски «Эбру» 3 цвета (синий, розовый, белый), палочки, гребешки для создания рисунка, салфетки, основа в форме шубки.
Предварительная работа: Рассматривание отдельно взятых картин В.М. Васнецова, составление описательных рассказов, рисование рисунков на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное время. Чтение русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Сказания о русских богатырях», “Снегурочка”.
Словарная работа: музей, экскурсовод, художник, краски «Эбру», теплый или холодный оттенок, цвета, композиции, пропорции.
Образовательные задачи:
- Дать основные представления о том, что такое музей
- обогащать представления детей о искусстве, художественных произведениях, многообразии оттенков.
- Формировать эстетическое воспитание, культуру поведения в общественном месте.
Развивающие задачи:
-Развивать коммуникативные способности, диалогическую речь детей.
- Развивать внимание, мышление и память, вспоминая последовательность событий знакомой сказки.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать интерес и потребность в посещении музеев и выставки картин.
- Воспитывать у детей интерес и любовь к картинам.
Вступительная часть:
В: ребята, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей изобразительного искусства. Кто знает, что такое музей? (слайд 1-изображение музея)
Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и показом предметов — памятников старины.
В музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.
Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии.
Научный сотрудник - собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах)
Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.
В: Что такое музей и кто там работает, мы знаем. Чтобы нам оказаться в музее, нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные» слова( дети все вместе говорят) :
Раз - и два - и три!
Мы в музее посмотри!
Основная часть:
В: странно. Что-то никого не видно (2 слайд - зал). Никто нас не встречает (звук сообщения на телефон). Ой. ребята ко мне пришло видеосообщение (видео).
«Здравствуйте, дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все экскурсоводы музея уехали за новой картиной, но вы можете посетить нашу виртуальную экскурсию наших картин. С уважением, директор музея".
В: Ребята вы согласны посетить виртуальную экскурсию? (3 слайд - 2 зал).
Дети: Да
4 слайд: портрет Васнецова В.М.
В: Мы попали с вами в музей где представлены картины Васнецова и мне бы хотелось немного рассказать о нем: Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году, в семье священника в далекой русской деревне Вятской губернии. Еще в детстве Виктор Михайлович очень любил рисовать, он мечтал стать художником. С детских лет Васнецов слышал былины и сказки о русских богатырях и героях. Так же вся красота природы, которая окружавшая его с детства, открыла в нем талант художника. Васнецова считают самым сказочным художником, а его картины часто становятся иллюстрациями к книгам. Сейчас я предлагаю вам пройти в зал и рассмотреть картины В.М.Васнецова. Но прежде чем мы пройдем в музей, напомните мне правила поведения в музее (все обговаривают) .
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками. Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. Необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
5 слайд: картина “Аленушка”.
В: Кто знает как называется картина?
По мотивам какой сказки написана эта картина?
Кто изображен на картине?
Ответы детей.
На полотне изображена печальная девушка, которая в одиночестве сидит на берегу лесного озера и задумчиво глядит в бездонный омут. Она вся погружена в свои тяжёлые мысли, об этом говорит её поза и выражение лица. Алёнушка обняла колени руками и опустила голову, а лицо её, словно неподвижная маска. Девушка красива, несмотря на небрежно лежащие волосы и растрёпанную одежду.
Какое настроение вызывает эта картина?
6 слайд: картина “Три богатыря”
В: Переходим к следующей картине, кто знает как называется эта картина?
Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? Чем они отличаются? Чем отличаются их кони? Кто находится в центре картины? (Илья Муромец) Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь) Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич) Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович. Он самый молодой из этих богатырей).
А сейчас предлагаю вам размяться как настоящие богатыри:
Физкультминутка “Богатыри” ( Музыка «Богатырская наша»)
Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам представим,(правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо (руки на поясе, наклон влево - вправо)
Получается на славу! (Дети садятся).
7 слайд: картина “Ковер-самолет”
В: Ребята я хочу вас познакомить с новой картиной Васнецова “Ковер- самолет”.
“Ковер- самолет” - самая первая сказочная картина Васнецова . В чудесном небе своего детства художник изобразил ковер-самолет, летящий как сказочная птица. Главным героем картины стал сказочный персонаж - Иван-Царевич. Иван-Царевич одет в роскошный зеленый кафтан, а на голове высокая шапка золотистого цвета. В руке он держит золотую клетку с пойманной Жар-птицей. Герой- победитель смог поймать эту неуловимую птицу и сейчас крепко держит за кольцо клетки. Ребята в каких тонах художник написал эту картину? Захотелось ли вам покататься на ковре - самолете? Почему?
В: А сейчас виртуальная галерея предлагает поиграть в игру
Игра “Разрезные картинки - пазлы” ( Дети делятся на 2 команды и собирают пазлы).
8 слайд- 2 зал
9 слайд: картина “Снегурочка”
В: Перед тем как мы пройдем к следующей картине, я хочу загадать вам загадку и отгадав загадку, мы узнаем что изображено на следующей картине:
В шубке яркой, голубой
Вся искрится шапочка,
Как пойдет плясать с тобой,
Улыбнется мамочка.
Всем загадки задает и конфеты раздает
(Снегурочка)
В: Предлагаю вам рассмотреть картину В. Васнецова - «Снегурочка».
Вопросы к детям: Кого мы видим на переднем плане? Какой передал Снегурочку нам художник? Какое у нее настроение? Какие цвета использованы? Как художник изобразил лес, природу? Какими оттенками пользовался?....
Рассказ воспитателя. (Заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное таинственное небо. Окружающая обстановка только подчеркивает общую атмосферу волшебства и нереальности происходящего. Мы, как и Снегурочка, смотрим вдаль, прислушиваемся к тишине леса и невольно ждем чего-то чудесного и сказочного. Хрупкой и трогательной выглядит юная Снегурочка. Вся она – воплощение снежной чистоты и удивительной нежности. Она идет по зимнему лесу. Ночь. Снегурочка вышла на лесную поляну. Снегурочка боязливо оглядывается. Видно, что Снегурочке страшно и грустно. А почему ей грустно?(Она боится растаять). Давайте мы развеселим нашу грустную Снегурочку. Я предлагаю вам нарисовать яркие шубки и ее развеселить. Для этого я предлагаю пройти в творческую мастерскую.
Выход Волшебницы- мастерицы.
Волшебница - Мастерица: Здравствуйте, ребята. Я волшебница- мастерица.
Вы пришли в художественную мастерскую, где я покажу вам, по какой технике изготовим шубку для Снегурочки. Эта техника рисования, называется «Эбру». Я приглашаю вас к столу. Посмотрите сюда, пожалуйста. Что нам для этого понадобится: лоток, в лотке непростая вода , в нее добавлен специальный загуститель и необычные краски! Вы видите на столе краски. Нам понадобится вот такая острая палочка, чтобы рисовать на воде. Палочкой набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капля краски растекается по поверхности воды. Затем вытираем палочку о салфетку и опускаем в краску другого цвета и повторяем эти же действия. Краски добавляем в любой последовательности на ваш выбор. На один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются. У нас получилось несколько цветовых кругов и, мы уже сможем сделать узор. Например: двигая палочкой или гребешком, слева направо и сверху вниз. ( Показываю движение в воздухе, дети за мной повторяют и проговаривают). Получаются удивительные узоры. Эти узоры послужат фоном нашего рисунка! Теперь мы эту красоту отпечатаем на основу шубки. Для этого аккуратно опускаем эту основу в лоток. Вынимаю аккуратно лист, двигая лист на себя по краю лотка. Смотрите, что у нас получилось? А теперь я предлагаю всем вам заняться этим необычным изобразительным искусством, проявить свою фантазию и творческое мышление, проходите к столам.
В.: перед тем как мы начнем с вами работать, предлагаю вам размять пальчики :
Пальчиковая гимнастика “ Снег”
Тихо-тихо снег идет,
(взмахи кистями рук вверх, вниз)
Белый снег, мохнатый.
(перебирать пальчиками)
Мы расчистим снег и лед
(сжимать и разжимать пальчики)
Во дворе лопатой.
(хлопки)
Самостоятельная работа детей (аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского “Зима-январь”
Помощь педагога детям, индивидуальный показ приемов, напоминание. Во время самостоятельной деятельности воспитатель следит за осанкой ребят. По окончании работ предлагает выложить рисунки для выставки.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что необычного вы заметили в нашем путешествии? Что мы рассматривали в музее? С каким художником вы сегодня познакомились? Как называются картины, которые мы сегодня посмотрели? Какое настроение вызвало из эти картин? Какие репродукции вам понравились? Что вам запомнилось больше всего? Чем мы занимались там? Каким способом вы рисовали? Да, это рисование на воде. Как оно называется? (ответы детей) - Эбру. Ребята, вам понравилось рисовать на воде в технике Эбру?
Теперь снегурочка обрадуется таким красивым и ярким шубкам. Когда ваши работы высохнут, мы их передадим снегурочке. Ну что ж ребята пора прощаться , приходите еще раз в гости, буду с нетерпением ждать. До свидания!
Оборудование и материалы: репродукция картин В.М.Васнецова “Аленушка”, “Три богатыря”, “Ковер-самолет”, “Снегурочка”; портрет В.М.Васнецова, игра “Разрезные картинки-пазлы”, игра “Найди лишнее”, аудиозапись времена года П.И.Чайковского “Зима-январь”, аудиозапись “Русские богатыри”, лотки для раствора, клеенки, краски «Эбру» 3 цвета (синий, розовый, белый), палочки, гребешки для создания рисунка, салфетки, основа в форме шубки.
Предварительная работа: Рассматривание отдельно взятых картин В.М. Васнецова, составление описательных рассказов, рисование рисунков на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное время. Чтение русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Сказания о русских богатырях», “Снегурочка”.
Словарная работа: музей, экскурсовод, художник, краски «Эбру», теплый или холодный оттенок, цвета, композиции, пропорции.
Образовательные задачи:
- Дать основные представления о том, что такое музей
- обогащать представления детей о искусстве, художественных произведениях, многообразии оттенков.
- Формировать эстетическое воспитание, культуру поведения в общественном месте.
Развивающие задачи:
-Развивать коммуникативные способности, диалогическую речь детей.
- Развивать внимание, мышление и память, вспоминая последовательность событий знакомой сказки.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать интерес и потребность в посещении музеев и выставки картин.
- Воспитывать у детей интерес и любовь к картинам.
Вступительная часть:
В: ребята, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей изобразительного искусства. Кто знает, что такое музей? (слайд 1-изображение музея)
Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и показом предметов — памятников старины.
В музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.
Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии.
Научный сотрудник - собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах)
Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.
В: Что такое музей и кто там работает, мы знаем. Чтобы нам оказаться в музее, нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные» слова( дети все вместе говорят) :
Раз - и два - и три!
Мы в музее посмотри!
Основная часть:
В: странно. Что-то никого не видно (2 слайд - зал). Никто нас не встречает (звук сообщения на телефон). Ой. ребята ко мне пришло видеосообщение (видео).
«Здравствуйте, дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все экскурсоводы музея уехали за новой картиной, но вы можете посетить нашу виртуальную экскурсию наших картин. С уважением, директор музея".
В: Ребята вы согласны посетить виртуальную экскурсию? (3 слайд - 2 зал).
Дети: Да
4 слайд: портрет Васнецова В.М.
В: Мы попали с вами в музей где представлены картины Васнецова и мне бы хотелось немного рассказать о нем: Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году, в семье священника в далекой русской деревне Вятской губернии. Еще в детстве Виктор Михайлович очень любил рисовать, он мечтал стать художником. С детских лет Васнецов слышал былины и сказки о русских богатырях и героях. Так же вся красота природы, которая окружавшая его с детства, открыла в нем талант художника. Васнецова считают самым сказочным художником, а его картины часто становятся иллюстрациями к книгам. Сейчас я предлагаю вам пройти в зал и рассмотреть картины В.М.Васнецова. Но прежде чем мы пройдем в музей, напомните мне правила поведения в музее (все обговаривают) .
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками. Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. Необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
5 слайд: картина “Аленушка”.
В: Кто знает как называется картина?
По мотивам какой сказки написана эта картина?
Кто изображен на картине?
Ответы детей.
На полотне изображена печальная девушка, которая в одиночестве сидит на берегу лесного озера и задумчиво глядит в бездонный омут. Она вся погружена в свои тяжёлые мысли, об этом говорит её поза и выражение лица. Алёнушка обняла колени руками и опустила голову, а лицо её, словно неподвижная маска. Девушка красива, несмотря на небрежно лежащие волосы и растрёпанную одежду.
Какое настроение вызывает эта картина?
6 слайд: картина “Три богатыря”
В: Переходим к следующей картине, кто знает как называется эта картина?
Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? Чем они отличаются? Чем отличаются их кони? Кто находится в центре картины? (Илья Муромец) Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь) Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич) Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович. Он самый молодой из этих богатырей).
А сейчас предлагаю вам размяться как настоящие богатыри:
Физкультминутка “Богатыри” ( Музыка «Богатырская наша»)
Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам представим,(правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть нам величаво.
Наклонились влево – вправо (руки на поясе, наклон влево - вправо)
Получается на славу! (Дети садятся).
7 слайд: картина “Ковер-самолет”
В: Ребята я хочу вас познакомить с новой картиной Васнецова “Ковер- самолет”.
“Ковер- самолет” - самая первая сказочная картина Васнецова . В чудесном небе своего детства художник изобразил ковер-самолет, летящий как сказочная птица. Главным героем картины стал сказочный персонаж - Иван-Царевич. Иван-Царевич одет в роскошный зеленый кафтан, а на голове высокая шапка золотистого цвета. В руке он держит золотую клетку с пойманной Жар-птицей. Герой- победитель смог поймать эту неуловимую птицу и сейчас крепко держит за кольцо клетки. Ребята в каких тонах художник написал эту картину? Захотелось ли вам покататься на ковре - самолете? Почему?
В: А сейчас виртуальная галерея предлагает поиграть в игру
Игра “Разрезные картинки - пазлы” ( Дети делятся на 2 команды и собирают пазлы).
8 слайд- 2 зал
9 слайд: картина “Снегурочка”
В: Перед тем как мы пройдем к следующей картине, я хочу загадать вам загадку и отгадав загадку, мы узнаем что изображено на следующей картине:
В шубке яркой, голубой
Вся искрится шапочка,
Как пойдет плясать с тобой,
Улыбнется мамочка.
Всем загадки задает и конфеты раздает
(Снегурочка)
В: Предлагаю вам рассмотреть картину В. Васнецова - «Снегурочка».
Вопросы к детям: Кого мы видим на переднем плане? Какой передал Снегурочку нам художник? Какое у нее настроение? Какие цвета использованы? Как художник изобразил лес, природу? Какими оттенками пользовался?....
Рассказ воспитателя. (Заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное таинственное небо. Окружающая обстановка только подчеркивает общую атмосферу волшебства и нереальности происходящего. Мы, как и Снегурочка, смотрим вдаль, прислушиваемся к тишине леса и невольно ждем чего-то чудесного и сказочного. Хрупкой и трогательной выглядит юная Снегурочка. Вся она – воплощение снежной чистоты и удивительной нежности. Она идет по зимнему лесу. Ночь. Снегурочка вышла на лесную поляну. Снегурочка боязливо оглядывается. Видно, что Снегурочке страшно и грустно. А почему ей грустно?(Она боится растаять). Давайте мы развеселим нашу грустную Снегурочку. Я предлагаю вам нарисовать яркие шубки и ее развеселить. Для этого я предлагаю пройти в творческую мастерскую.
Выход Волшебницы- мастерицы.
Волшебница - Мастерица: Здравствуйте, ребята. Я волшебница- мастерица.
Вы пришли в художественную мастерскую, где я покажу вам, по какой технике изготовим шубку для Снегурочки. Эта техника рисования, называется «Эбру». Я приглашаю вас к столу. Посмотрите сюда, пожалуйста. Что нам для этого понадобится: лоток, в лотке непростая вода , в нее добавлен специальный загуститель и необычные краски! Вы видите на столе краски. Нам понадобится вот такая острая палочка, чтобы рисовать на воде. Палочкой набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капля краски растекается по поверхности воды. Затем вытираем палочку о салфетку и опускаем в краску другого цвета и повторяем эти же действия. Краски добавляем в любой последовательности на ваш выбор. На один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются. У нас получилось несколько цветовых кругов и, мы уже сможем сделать узор. Например: двигая палочкой или гребешком, слева направо и сверху вниз. ( Показываю движение в воздухе, дети за мной повторяют и проговаривают). Получаются удивительные узоры. Эти узоры послужат фоном нашего рисунка! Теперь мы эту красоту отпечатаем на основу шубки. Для этого аккуратно опускаем эту основу в лоток. Вынимаю аккуратно лист, двигая лист на себя по краю лотка. Смотрите, что у нас получилось? А теперь я предлагаю всем вам заняться этим необычным изобразительным искусством, проявить свою фантазию и творческое мышление, проходите к столам.
В.: перед тем как мы начнем с вами работать, предлагаю вам размять пальчики :
Пальчиковая гимнастика “ Снег”
Тихо-тихо снег идет,
(взмахи кистями рук вверх, вниз)
Белый снег, мохнатый.
(перебирать пальчиками)
Мы расчистим снег и лед
(сжимать и разжимать пальчики)
Во дворе лопатой.
(хлопки)
Самостоятельная работа детей (аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского “Зима-январь”
Помощь педагога детям, индивидуальный показ приемов, напоминание. Во время самостоятельной деятельности воспитатель следит за осанкой ребят. По окончании работ предлагает выложить рисунки для выставки.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что необычного вы заметили в нашем путешествии? Что мы рассматривали в музее? С каким художником вы сегодня познакомились? Как называются картины, которые мы сегодня посмотрели? Какое настроение вызвало из эти картин? Какие репродукции вам понравились? Что вам запомнилось больше всего? Чем мы занимались там? Каким способом вы рисовали? Да, это рисование на воде. Как оно называется? (ответы детей) - Эбру. Ребята, вам понравилось рисовать на воде в технике Эбру?
Теперь снегурочка обрадуется таким красивым и ярким шубкам. Когда ваши работы высохнут, мы их передадим снегурочке. Ну что ж ребята пора прощаться , приходите еще раз в гости, буду с нетерпением ждать. До свидания!