Педагогическая копилка

Познавательно-исследовательская деятельность в формировании осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников.

Познавательно-исследовательская деятельность в формировании осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников.


Прокопьева Людмила Вениаминовна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №44 «Поляночка»

г. Новочебоксарск


Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры человечества, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Общество определило социальный заказ, который отразился в ряде документов, вышедших за последнее десятилетие. В частности в «Концепции дошкольного образования», «Ориентирах и требованиях к обновлению дошкольного образования», и в законе РФ «Об охране окружающей природной среды» говорится о самоценности дошкольного детства, о сензитивности этого возраста для формирования основы личностной культуры, ее базиса, соответствующей общечеловеческим духовным ценностями, а также необходимости создания вариативных программ как о важном условии формирования осознанно - правильного отношения к природе.

Экологическое образование – одно из молодых направлений в дошкольной педагогике. Ее теоретической основой является ряд интересных исследований в области дошкольной педагогики. Это работы И.А.Хайдуровой (1974), С.Н. Николаевой (1979), Е.Ф.Терентьевой (1980), З.П. Плохий (1983), Н.Н. Кондратьевой (1986), А.М. Федотовой (1987), Л.С. Игнаткиной (1988), Т.В. Христовской (1989), И. А. Комаровой (1991), Т. Г.Табукашвили (1998). Главная направленность этих исследований-отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний, формирование осознанно - правильного отношения к природе детей дошкольного возраста. Авторами показано, что дети 5-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы: связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие, некоторые биоценологические связи в сообществах живых организмов.

Положительной отношение к природе является одним из компонентов экологического воспитания дошкольников. Это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее своеобразии, к людям, охраняющим и созидающим ее. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Знания о природе, на основе которых будет формироваться отношение к ней, дети могут получить не только на занятиях, но и в процессе познавательно - исследовательской деятельности, организованной в дошкольном образовательном учреждении. Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Можно утверждать, что исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как самую доступную и эффективную деятельность для формирования у дошкольников осознанно - правильного отношения к природе. Однако анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что данное направление используется педагогами недостаточно в своей работе. Отсюда вытекает противоречие между возможностями формирования осознанно - правильного отношения к природе в процессе познавательно- исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью методов реализации этого процесса в педагогической теории и практике. Данное противоречие обусловило выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования осознанно - правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно- исследовательской деятельности? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс формирования осознанно- правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в ходе познавательно- исследовательской деятельности.

Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование осознанно - правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным при использовании в образовательном процессе познавательно - исследовательской деятельности, а именно, при:

-активизации познавательной инициативы ребенка (любознательности);

-освоении ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно- следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

- переводе ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- развитии восприятия, мышления, речи (словесного анализа - рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

-расширении кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений)

Исходя из проблемы, цели, гипотезы, предмета исследования в данной работе поставлены следующие задачи:

- Изучить и проанализировать современное состояние теории и практики проблемы;

- Выявить педагогические условия, способствующие формированию осознанно - правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно- исследовательской деятельности.

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания - к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.

Новым типом отношения к природе должно стать субъектно - этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнёрское (с позиции этических норм) взаимодействие с живыми существами.

Важнейшим компонентом такого отношения является поступок. Формирование субъектно - этического отношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на перцептивно- эмоциональную, когнитивную и практическую сферу личности.

Формирование положительного отношения дошкольников к природе - это важное направление экологического воспитания, оно отражает результат всей эколого - педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.

Экологическому подходу (а именно он нас интересует) более других отвечает характеристика отношения как осознанно - правильного. При этом под «правильным» понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей между любым живым организмом и средой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Под «осознанным» подразумевается то, что ребенок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или ( при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется ввиду, что эмоциональный аспект отношения присутствует как обязательный, так как он обеспечивал весь процесс его формирования.

Осознанно - правильное – это общее (базовое) отношение ребенка к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Красивое в природе, например с экологических позиций, рассматривается совершенно однозначно: прекрасно любое живое существо, которое находится в оптимальных (т.е. полностью соответствующих его потребностям) условиях, в которых оно полноценно растет, развивается и функционирует. Им можно любоваться - это красота здорового организма, живущего в благоприятной среде. Другому (хилому, слабому из-за плохих условий) надо сочувствовать и помогать.

Специальное выделение в образовательном процессе познавательно - исследовательской деятельности представляется целесообразным по следующим причинам. Согласно концепциям развития (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), основное психологическое новообразование дошкольного возраста - появление и дифференциация внутреннего плана действий (воображение, идеальные ориентирующие образцы, в том числе этические, осознание своих переживаний, самооценка). К концу дошкольного возраста, по словам Э.Эриксоан, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы, что на современном этапе, красной строкой проходит через Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В деятельности ребенка прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое, понимать устройство вещей. Иначе говоря, одновременно, одновременно с усложнением происходит движение в сторону дифференциации сфер деятельности в зависимости оттого, что становится важным ( придумывать – творческая сюжетная игра создавать- продуктивная деятельность; понимать или узнавать- исследовательская деятельность) Успешность этого движения зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребенок. К ним можно отнести игровую и продуктивную деятельность, восприятие художественной литературы, а также познавательно - исследовательскую деятельность.

Познавательно - исследовательская деятельность (или исследовательское поведение) дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как?).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой стороны - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно- следственными, родо - видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем ввиду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Исследуя почки, листья, цветы, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики): цвет, форму, поверхность, край листов, лепестков, запах; для этого все нужно понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому столь важны в дошкольном, младшем школьном возрасте, наблюдения за живой и неживой природой, а также посильная практическая исследовательская деятельность.

Итак, можно утверждать, что исследовательский метод-это путь к знанию через собственный творческий исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.